Всестороннее
представление об окружающем предметном мире у человека не
может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так
как оно лежит в основе чувственного познания.
Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Ведь первым видом действия ребенка с предметами является хватание, во время которого форма, величина, масса, пространственное расположение предмета познаются на ощупь, а рука учит глаз.
Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Ведь первым видом действия ребенка с предметами является хватание, во время которого форма, величина, масса, пространственное расположение предмета познаются на ощупь, а рука учит глаз.
На
протяжении всей жизни человека тактильно-двигательное восприятие имеет
огромное значение. На ощупь познается объемная форма предметов, ощупывающее
движение ложится в основу изображения предмета в лепке. Обводя предмет по
контуру, мы выделяем его плоскостной образ из объема, познаем
ту форму, которая становится основной
в рисовании.
Тактильное
восприятие играет исключительную роль при определении таких свойств, как
температура и вес. Роль тактильно-двигательного
восприятия велика и в выполнении различных действий в быту, везде, где мы имеем дело с навыками ручного
труда. Ведь каждый из нас знает, что при выполнении привычных
действий мы почти не пользуемся зрением, а целиком опираемся на тактильно-двигательную чувствительность.
Таким
образом, можно сказать, что с детьми раннего и дошкольного
возраста должна проводиться серьезная работа по формированию тактильно-двигательного восприятия. Особенно важно это для детей
с интеллектуальными нарушениями, которые порой не проявляют попыток тактильно-двигательного обследования предметов. Их общая инертность
приводит к тому, что в младенческом возрасте они не овладевают
хватанием, а потому даже в дошкольном возрасте не могут
определить на ощупь форму и величину предметов. В результате они не способны в нужный момент перераспределить пальцы на
предмете и удержать его в руках. Они часто промахиваются, желая взять
отдаленный предмет или совершить с ним какое-либо действие, что также является
следствием недоразвития тактильно-двигательной чувствительности и тесно
связанной с ней зрительно-двигательной координации.
Необходимо
подобрать игры, направленные на
коррекцию и компенсацию указанных дефектов развития. Существуют игры на различение и узнавание, восприятие и представление предметов. Кроме того, большое значение отводится
сочетанию разных видов чувствительности
(зрительной, тактильной, двигательной). Так, опознание и различение предметов и их
свойств идет по-разному в зависимости от того, как дается образец: зрительно, тактильно, двигательно или комплексно.
Своеобразный
характер носят и способы ориентировки — пробы сохраняют свое значение, но
перцептивная ориентировка происходит с помощью не зрительных, а ощупывающих
и обводящих движений.
По матеиалам книги:
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и
упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1990.— 191 с:
Комментариев нет:
Отправить комментарий