суббота, 8 апреля 2017 г.

РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.
Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Ведь первым видом действия ребенка с предметами является хватание, во время которого форма, величина, масса, пространственное расположение предмета познаются на ощупь, а рука учит глаз.
На протяжении всей жизни человека тактильно-двигательное  восприятие имеет огромное значение. На ощупь познается объемная форма предметов, ощупывающее движение ложится в основу  изображения предмета в лепке. Обводя предмет по контуру, мы  выделяем его плоскостной образ из объема, познаем ту форму, которая становится основной в рисовании.
Тактильное восприятие играет исключительную роль при определении таких свойств, как температура и вес. Роль тактильно-двигательного восприятия велика и в выполнении различных действий в быту, везде, где мы имеем дело с навыками  ручного труда. Ведь каждый из нас знает, что при выполнении  привычных действий мы почти не пользуемся зрением, а целиком опираемся на тактильно-двигательную чувствительность.
Таким образом, можно сказать, что с детьми раннего и дошкольного возраста должна проводиться серьезная работа по формированию тактильно-двигательного восприятия.  Особенно важно  это для детей с интеллектуальными нарушениями, которые порой не проявляют попыток тактильно-двигательного обследования предметов. Их общая  инертность приводит к тому, что в младенческом возрасте они не  овладевают хватанием, а потому даже в дошкольном возрасте не  могут определить на ощупь форму и величину предметов. В результате они не способны в нужный момент перераспределить  пальцы на предмете и удержать его в руках. Они часто промахиваются, желая взять отдаленный предмет или совершить с ним какое-либо действие, что также является следствием недоразвития  тактильно-двигательной чувствительности и тесно связанной с ней  зрительно-двигательной координации.
Необходимо подобрать игры,  направленные на коррекцию и компенсацию указанных дефектов развития. Существуют игры на различение и узнавание, восприятие и представление предметов. Кроме того, большое значение отводится сочетанию разных видов чувствительности (зрительной, тактильной, двигательной). Так, опознание и различение предметов и их свойств  идет по-разному в зависимости от того, как дается образец: зрительно, тактильно, двигательно или комплексно.
Своеобразный характер носят и способы ориентировки — пробы сохраняют свое значение, но перцептивная ориентировка  происходит с помощью не зрительных, а ощупывающих и обводящих движений.

По матеиалам книги:
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1990.— 191 с:


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения