По-видимому,
всякий сдвиг, всякий переход с одной возрастной ступени на другую связан с
резким изменением мотивов и побуждений к деятельности.
То, что
является величайшей ценностью для младенца, почти перестает интересовать
ребенка в раннем возрасте. Это вызревание новых потребностей, новых мотивов
деятельности, конечно, должно быть выдвинуто на первый план. В частности,
нельзя не видеть того, что ребенок в игре удовлетворяет какие-то потребности,
какие-то побуждения и что без понимания своеобразия этих побуждений мы не можем
представить себе тот своеобразный тип деятельности, которым является игра.
В
дошкольном возрасте возникают своеобразные потребности, своеобразные
побуждения, очень важные для всего развития ребенка, непосредственно приводящие
к игре. Они заключаются в том, что у ребенка в этом возрасте возникает целый
ряд нереализуемых тенденций, нереализуемых непосредственно желаний. Ребенок
раннего возраста имеет тенденцию к непосредственному разрешению и
удовлетворению своих желаний. Отсрочка выполнения желания трудна для ребенка
раннего возраста, она возможна только в каких-то узких пределах; никто не знал
ребенка младше трех лет, который имел бы желание сделать нечто через несколько
дней. Обычно путь от побуждения к его реализации оказывается чрезвычайно
коротким. Мне кажется, что если бы в дошкольном возрасте мы не имели вызревания
нереализуемых немедленно потребностей, то мы не имели бы игры. Исследования
показывают, что не только там, где мы имеем дело с детьми недостаточно
интеллектуально развитыми, но и там, где мы имеем недоразвитие аффективной
сферы, игра не развивается.
Альманах Института
коррекционной педагогики №28 "Игра. К 120-летию Льва Семеновича
Выготского"
Статья: Игра и ее роль в психическом развитии
ребенка.Л.С. Выготский. http://alldef.ru/ru/articles/almanac-28/the-game-and-its-role-in-the-mental-development-of-the-child
Комментариев нет:
Отправить комментарий