Альманах
Института коррекционной педагогики №28 "Игра.
К 120-летию Льва Семеновича Выготского"
Статья: Игра
и ее роль в психическом развитии ребенка. Л.С. Выготский.
http://alldef.ru/ru/articles/almanac-28/the-game-and-its-role-in-the-mental-development-of-the-child
Мне
кажется, что с точки зрения аффективной сферы, игра создается при такой
ситуации развития, когда появляются не реализуемые тенденции. Ребенок раннего
возраста ведет себя так: он хочет взять вещь и ему надо взять ее сейчас же.
Если эту вещь взять нельзя, то он или устраивает скандал — ложится на пол и
бьет ногами, или он отказывается, мирится, не берет этой вещи. У него
неудовлетворенные желания имеют свои особые пути замещения, отказа и т.д. К
началу дошкольного возраста появляются неудовлетворенные желания, не реализуемые
немедленно тенденции, с одной стороны, и, с другой стороны, сохраняется
тенденция раннего возраста к немедленной реализации желаний. Ребенок хочет,
например, быть на месте матери или хочет быть всадником и проехаться на лошади.
Это неосуществимое сейчас желание. Что делает ребенок раннего возраста, если он
увидел проехавшую пролетку и хочет на ней во что бы то ни стало проехать? Если
это капризный и избалованный ребенок, то он будет требовать у матери, чтобы во
что бы то ни стало его посадили на эту пролетку, может броситься тут же на
улице на землю и т.д. Если же это послушный ребенок, привыкший отказываться от
желаний, то он отойдет, или мать предложит ему конфетку, или просто отвлечет
его каким-то более сильным аффектом, и ребенок откажется от своего
непосредственного желания.
В отличие
от этого у ребенка после трех лет возникают своеобразные противоречивые
тенденции; с одной стороны, у него появляется целый ряд не реализуемых
немедленно потребностей, желаний, не выполнимых сейчас и тем не менее не
устраняющихся, как желания; с другой стороны, у него сохраняется почти целиком
тенденция к немедленной реализации желаний.
Отсюда и
возникает игра, которая с точки зрения вопроса о том, почему ребенок играет,
всегда должна быть понята как воображаемая иллюзорная реализация не реализуемых
желаний.
Комментариев нет:
Отправить комментарий