суббота, 27 марта 2021 г.

Как вовлечь ребенка в совместную деятельность и побудить к участию в диалоге.


Очень часто родители рассказывают, что ребенок не соглашается на совместные действия и игры. Малыш может в течение длительного времени просто перекладывать игрушки, и отвлечь его от этого занятия невозможно. В этом случае постарайтесь сначала присоединиться к тому, чем занимается ребенок, поддержите его действия и затем постепенно направьте их в русло той деятельности, которую запланировали вы. Например, бросает малыш игрушки, которые вы ему предлагаете для занятия. Не расстраивайтесь, покидайте игрушки вместе с ним. Поставьте металлическую кастрюлю (у деятельности должна быть цель, в данном случае – попасть в кастрюлю), чтобы при падении игрушки раздавался звук. Сопровождайте бросок восклицанием: «Бах!». И именно такой поддерживающей игрой вы привлечете внимание малыша, а дальше можно постепенно, крохотными шагами, эту игру усложнять и направлять. Например, поставить ёмкость дальше и постепенно перемещать её в пространстве, чтобы ребенок начал больше двигаться. Чем больше ребенок двигается, тем быстрее и лучше он ориентируется в ситуации. Это будет помогать ему понимать взрослого человека, и адекватно реагировать на его просьбы и поручения. Если ребенок еще не научился говорить, используйте для занятия больше игрушек или реальных предметов, чтобы он мог выполнять с ними действия. Он должен сначала познакомиться с предметом, узнать фактуру его материала, он может взять этот предмет в рот, чтобы лучше его ощутить. Ребенок должен научиться выполнять с ним различные действия (например, ложкой можно копать песок, снег, переливать воду, есть), чтобы у него появился опыт взаимодействия с предметом. Сопровождайте свои слова жестами. Если малыш научится повторять ваши действия с предметами, копировать их, подражать вам, у него появится возможность подражать вашим жестам. Он научится использовать жесты для общения.  Во время занятия старайтесь не раскладывать на столе или на полу сразу все игрушки, необходимые для занятия. Ребенок будет отвлекаться. Оставьте в поле его зрения только те предметы, которые нужны для конкретной игры, а остальные можно сложить в коробку и накрыть платком.

Для того чтобы появилась речь, нужен мотив. Если малыш самостоятельно может вымыть руки, вытереть их полотенцем или сам берет тряпку и вытирает стол, то возникает вопрос «Где он должен использовать речь?» В перечисленных ситуациях, она ему не нужна. Но если мы обратим внимание ребенка на то, что он делает и что ему для этого нужно, мы уже вызовем его на диалог. Старайтесь предоставлять ребенку выбор: «Ты хочешь эту игру или эту?» и покажите игры, которые вы держите у себя в руках. Пусть ребенок назовет или обозначит свой выбор доступным образом. Если малыш не называет и не указывает на игру, дайте ему образец: «Эту?» и сопроводите слово указательным жестом. Дождавшись утвердительного знака ребенка, начните играть в указанную игру. Нам важно, чтобы ребенок захотел разговаривать. Для этого нужно правильно организовать среду, в которой будет проходить занятие. Если мы хотим, чтобы у ребенка появились первые краткие эмоционально окрашенные слова, значит, в поле его зрения должны находиться простые игрушки, с которыми вы можете организовать эмоционально насыщенную игру (мячики, кубики, платочек, куколка, мишка), но не карточки с лото. С ребенком обязательно надо обыгрывать такие предметы, научить его с ними играть. Покажите, как из кубиков строится башня, потом вместе её сломайте. Такие игры очень нравятся детям, т.к. они просты и предполагают появление определенного эффекта (шум при падении кубиков). Игру следует сопровождать короткими славами, выражающими яркие эмоции: «АХ», «ОП», «АЙ». Главное, ребенка необходимо вовлечь в деятельность с этими игрушками или предметами. Без деятельности не будет и речи. Согласитесь, ведь если у вас отсутствует общее дело, о чем тогда можно поговорить с ребенком? Ваше общение на занятии должно осуществляться в форме диалога. Здесь следует соблюдать и более медленный темп говорения, и лаконичность речевого высказывания (например: «Дай мяч»); здесь должны присутствовать и жесты, и паузы, позволяющие ребенку дать ответ. Мы обязательно должны дожидаться его ответной реакции на произнесенные слова. Это может быть и просто взор, обращенный к вам, и мимическая реакция, а может быть, слово или жест. Таким образом, мы сможем определить, услышал ли нас малыш, понятна ли ему наша фраза.  Во время занятия важно установить зрительный контакт с ребенком. Если мы будем обращаться к нему, не дождавшись его взгляда, то речь может стать для него просто фоном, и малыш не обратит на неё внимание. Во время зрительного контакта, у ребенка появляется возможность считывать и копировать вашу артикуляцию, а это поможет ему в дальнейшем, когда она будет пытаться произносить звуки.  Огромное значение для неговорящего ребенка имеют жесты. Именно они помогают обозначать или уточнять названия предметов и действий. Напомним непременные условия использования жестов. Во-первых, жест всегда должен сопровождаться словом, пусть даже простым. Во-вторых, ребенку следует не только самому использовать жесты; он должен также видеть их, т.е. вам необходимо тоже использовать их для прояснения слова или фразы.

Источник : https://downsideup.org/elektronnaya-biblioteka/logopedicheskie-zanyatiya-v-domashnih-usloviyah/
Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» оказывает бесплатную психолого-педагогическую помощь семьям с детьми с синдромом Дауна. Больше информации - на сайте 
https://downsideup.org

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения