четверг, 24 июня 2010 г.

От лепета к лепетным словам

Ниже приводится пример работы по стимуляции экспрессивной речи от года до 2-х, 2,5 лет. Если вам кажется, что малыш отстает в развитии собственной (экспрессивной) речи, можно попробовать следующие приемы приемы стимуляции.

ШАГ1
Внесение смысла в лепет: если ребенок говорит «мама» - положительная реакция мамы (мама, папа, баба, дррр(машина) аааа (спать) бах(упал) и т.д.

Шаг 2  (начинать приблизительно с года до полутора лет)
Cтимуляция использования первых 5-7 слов. Задавайте вопросы: "Кто пришел? кто это? позови маму!". Сами используйте лепетные слова и звукоподражания наряду с полными словами "Как Ваня упал? Бах!".

Шаг 3 (начинать приблизительно с года до полутора лет)
Наблюдая за за игрой ребенка, запишите его "речевую продукцию":

1. Имеющиеся слова (любые звуки, слоги и звукоподражания, несущие смысл)
2. Имеющиеся лепетухи ( различные звуки и слоги, не несущие смысла)

Проделайте анализ артикуляционных возможностей ребенка, например ребенок в словах и лепетухах использует следующие буквы и слоги.:

МА, па, ба, ааа да-да-да, ва-ва-ва, ка-ка, у, га-га

Шаг 4 (начинать приблизительно с года до полутора лет)
Составление предположительного словаря с использованием лепетных слов.

Возможные слова-звукоподражания:
*Барабан "бам-бам-бам"
*Упал "бах, бабах"
*Качаться, качели "кач-кач"
*Дождик "кап-кап"
*Гусь "га-га-га"
*Лягушка "ква-ква"
*Дай, дать? "дай"
*Собака "ав-ав"
*Ворона "кар-кар"
*Спать "а-а-а, бай-бай"

Возможно ваш ребенок будет почти одинаково называть дождик, ворону и качели (ка-ка), но это будет три слова. И если вы прислушаетесь, то говорить малыш их будет по-разному.

Шаг 5 (начинать приблизительно с 1 года 8 месяцев)
Появление слов взрослого лексикона.

Возможные слова:
*Бабака (собака)
*Титики (часики)
*Моти (смотри)

Появление галофразы, например, ребенок говорит «папа» в ответ на предъявление молотка, что означает «папа стучал этим молотком»

Появление двухсловных конструкций: "яя бах" (Ляля упала)

Все дети разные. Одни слышат, как говорят родители и повторяют как могут, то есть у них как бы есть умение упрощать слово и произносить его. Например, слышит "Большая", говорит "аяя" и все довольны, вместо слова "трактор", говорит "такта", или "тата" и опять это хорошо. Это уже взрослые слова, ребенок говорит их неправильно, но это допустимо для этого возраста.

Есть дети, которых я бы назвала максималистами "или все или ничего". Похоже, что они думают так:
" Я не умею говорить "большая", и не буду говорить, я отрицательно покачаю головой, если меня об этом попросят или попрошу сказать взрослого, используя указательный жест и вопросительную интонацию".

Что делать? Мы не можем попросить "скажи "аяя", предлагая пример искаженной речи. Звукоподражания говорить взрослый может (ко-ко, га-га-га), а искаженные слова нет. Поэтому можно попробовать играть в игры со слогами.

Игры со звуками и слогами.
Задача: научиться повторять осознанно (!) разные сочетания звуков и слогов. Кроме того, что это развивает слуховое внимание и расширяет произносительные возможности, это помогает ребенку сказать "кусочек" взрослого слова.Предполагает осознанное повторение ребенком звуков, слогов и их сочетаний, предлагаемых взрослым. Можно использовать картинки - это позволит сделать упражнение интересным, будет способствовать развитию зрительного восприятия.

Примерные игры со звуками и слогами мы опубликуем позже на страницах этого блога.

Часто бывает так, что ребенок повторяя какое- либо слово/звук/слог спонтанно, на высоте эмоционального подъема не может повторить его по просьбе взрослого. Это значит, что произвольного повторения еще нет и нужно создавать эмоционально насыщенные ситуации, когда у ребенка слово "вылетит" непроизвольно. Со временем ребенок научится повторять по вашей просьбе, то есть произвольно.

Помните, что все это должно быть интересно и привлекательно для ребенка. Удачи!

Источник: Дискуссионный Клуб Русского Медицинского Сервера.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения