воскресенье, 6 июня 2010 г.

Учитывайте реакции ребенка на действия

Одно из основных правил обучения – то, что реакции на различные действия важны для поддержания или изменения поведения индивидуума. Реакция – это действие, которое следует за другим действием и является результатом предыдущего. Следствия различных действий могут быть очень важны для усиления или ослабления специфического поведения. Проще говоря, когда ребенок делает что-нибудь, за чем следует желаемое или интересное действие, он с большей вероятностью повторит эти действия. Например, если ребенок тянет за веревку, привязанную к мобилю, и он движется, он скорее потянет за веревку, чем если бы за его действием не следовало бы никакого эффекта.

Подобно этому, скорее всего, реже будет повторяться действие, за которым последовало событие, неприятное или дающее негативный опыт, или вообще не влекущее за собой изменения окружающего мира.

• Естественные реакции на действия ребенка – самый эффективный способ для обучения его возможности привносить изменения в окружающий мир. Это особенно верно для маленьких детей или для детей, находящихся на низком уровне развития. Подумайте о разнице между ребенком, который приводит мобиль в движение, потянув за веревку, и ребенком, который получает конфету за то, что складывает два кубика. Оба ребенка могут повторять эти действия и, таким образом, научиться им. Однако первый ребенок научился влиять на окружающие его предметы, на свое физическое окружение (т.е. двигать мобиль) и не только повторит это действие, но и будет теперь экспериментировать с другими предметами. Второй ребенок научился завершать задание, чтобы получить конфету от взрослого, и может в дальнейшем не проявлять интереса к этому действию или другим предметам, если рядом нет взрослого, который бы его за это поощрил. Чем серьезнее нарушение у ребенка, тем больше обучающих ситуаций должен создавать для него взрослый таким образом, чтобы при взаимодействии ребенка с окружающим миром происходило интересное или желаемое событие.

• Социальные реакции являются естественным результатом при обучении ребенка навыкам коммуникации. Ведь обучение коммуникации зависит от отзывчивого слушателя. Коммуникация начинается с внимания к взгляду ребенка (когда взрослый направляет взгляд на тот же предмет, что и ребенок), а затем через «игры по очереди» переходит к диалогу.

• Одни и те же последствия действий могут являться эффективными не для всех детей. Детям нравятся различные виды стимуляции. Ребенок из предыдущего примера может быть более заинтересован в мобиле, тогда как другой предпочтет музыкальную игрушку. Некоторые дети будут с большей готовностью и более позитивно реагировать на действия с игрушками, тогда как другие предпочтут социальное взаимодействие. Первым шагом в определении того, какие действия лучшего всего вызывают ответную реакцию у ребенка, будет оценка различных последствий этих действий.

• Чтобы быть эффективными, позитивные последствия должны часто меняться.

• Чтобы последствие приводило к усилению или ослаблению какой-то модели поведения, оно должно сразу же следовать за этим поведением. Это помогает ребенку осознать связь между тем, что он делает, и тем, что происходит в окружающем его мире.

• Более того, если ребенок должен понять связь между тем, что он делает, и тем, что происходит, всегда должно происходить одно и то же последствие. Постоянство особенно важно, когда ребенок учится чему-нибудь новому и когда взрослый использует «нежелательные» последствия в случае негативного поведения ребенка. При попытке избавиться от какой-то модели поведения необходимо, чтобы последствие каждый раз было одинаковым.

• Когда дети начинают понимать речь, эффективность последствия может быть усилена вербальными объяснениями. В этом случае ребенок получает дополнительное понятие о том, как он влияет на окружающий мир.

Источник: Принципы занятий с детьми с особыми потребностями. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. Авторы: Нэнси М. Джонсон-Мартин, Кеннет Г. Дженс, Сюзен М. Аттермиер, Бонни Дж. Хакер.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения