пятница, 4 июня 2010 г.

Обеспечьте ребенку возможность выбора

Нормально развиваясь, дети начинают выбирать вскоре после рождения и продолжают делать это в течение всей своей жизни. Вначале ребенку приходится делать выбор в очень простых ситуациях. Приобретая большие возможности и становясь более мобильным, ребенок может выбирать гораздо больше. Кроме того, ребенок более сознательно делает выбор и более заинтересован в производимом им выборе. Возможность выбирать является важным аспектом развития у ребенка ощущения контроля и управления ситуацией. Как важная основа коммуникации, выбор – это действие, которое начинается с желания принять или отвергнуть что-либо.

Чем сильнее выражены нарушения у ребенка, тем больше вероятность сужения области естественного выбора для него. Взрослые часто делают то, что по их мнению является лучшим для ребенка, не предлагая ему других вариантов. В результате этого ребенок может стать пассивным, не испытывающим потребности или желания в общении. Независимо от степени нарушений ребенка, взрослые должны стараться обеспечивать ему разнообразные возможности для выбора в течение дня и уважать решения ребенка. Например, во время еды держите в одной руке сок, а в другой – ложку с яичницей. Дайте ребенку то, на что он смотрит или к чему он тянется. Даже если произошел случайный, а не «настоящий» выбор, это научит ребенка, что его действия что-то значат, и заложит основу для осознанного выбора в дальнейшем.

Примечание: очень важно, чтобы взрослый принял решение ребенка, после того как была создана ситуация выбора. Таким образом, взрослый должен предлагать ребенку выбор между приемлемыми альтернативами и не навязывать «правильный» выбор.

Источник: Принципы занятий с детьми с особыми потребностями. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. Авторы: Нэнси М. Джонсон-Мартин, Кеннет Г. Дженс, Сюзен М. Аттермиер, Бонни Дж. Хакер.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения