воскресенье, 26 января 2020 г.

Как побуждать ребенка вести себя по-другому


Теперь вы понимаете, что так называемое «плохое поведение», с точки зрения вашего ребенка, является стратегией, которая приводит к выигрышу. Для него в таком поведении нет ничего «плохого» или «мучающего». Он знает, что эта стратегия по­зволяет ему получить то, что он хочет.
И тут вдруг вы убираете этот желаемый результат. Вы вдруг перестали замечать поведение, за которое до сих пор ругали. Если раньше вы гонялись за ним, то теперь наказываете его, отрывая от занятий и усаживая в угол. Вы начали следовать стратегии действительного решения проблемы поведения. Но ведь ваш ребенок не знает об этом. Он только видит, что поведе­ние, которое до этого успешно действовало на вас, теперь при­водит к совершенно иному результату — без какого-либо воз­награждения. В итоге ему придется искать иные способы при­влечения вашего внимания.
С этой минуты вы сможете стать ему самым полезным про­водником. Не упустите шанс научить ребенка хорошему пове­дению, такому, которое, помимо прочего, позволит ему полу­чить то, что он хочет.
Нужно сделать так, чтобы ребенок из ваших слов и действий понял, что есть широкий набор альтернативных моделей по­ведения, реакция на которые станет для него приятной наградой.
Давайте вернемся к семье Гэри. Мы видим, что изменение реакции на его плохое поведение (члены семи теперь игнорируют побег Гэри из-за стола) было только час­тью их подхода к решению проблемы нежелательного поведе­ния Гэри. Члены семьи также условились уделять ему больше своего внимания, когда он сидит за столом, — чаще обращать­ся к нему, чаще говорить вслух, как хорошо он себя ведет, и вообще больше вовлекать его в процесс общения за обеденным столом. Они внимательно следили за тем, чтобы Гэри получал вознаграждение за то, что сидит за столом.
Если вы действительно хотите изменить к лучшему плохое поведение вашего ребенка, вы должны показать ему, какое по­ведение вознаграждается. Мы понимаем, что и тут легко ска­зать, да трудно сделать. Но не забывайте, что людям свойствен­но привыкать к хорошему и они перестают замечать его. Как и в случае с Гэри, если вы привыкните к его хорошему поведению и станете обращать на него меньше внимания, то он постарается сделать так, чтобы заставить вас обратить на него внимание.
Вы облегчите себе поиск модели поведения, которая может быть вознаграждена, если представите себе такую модель, ко­торая несовместима с моделью нежелательного поведения. На­пример, Гэри не может бегать по комнате и одновременно си­деть за столом. Поэтому, если та форма поведения, которую можно назвать «сидение за столом» усилится, то «бегание по кухне» неизбежно ослабеет.
Если мы хотим успешно решить проблему поведения Гэри, оба вышеуказанных паттерна           О — П — Р должны существо­вать нераздельно.

                    О                                            П                                             Р       
 Время ужина

Вскакивает


Игнорируется из-за стола

                    О                                            П                                             Р       
 Время ужина

Сидит за столом


Много внимания со стороны родственников

Таким образом, обе вышеуказанные стратегии являются как бы половинками одной большей стратегии. Вспомним Роберту. Когда ее братья и сестры уходят в школу, она колотит кулачка­ми, виснет на занавесках и плачет. Хотя Роберта поначалу дей­ствительно расстраивалась, мы видели, что ее мама способство­вала такому поведению своим вниманием и игрушками. В итоге оно стало привычным шаблоном.
Как вы помните, мы предложили маме перестать замечать Роберту, когда та сердится. Но теперь вы знаете, что эта стра­тегия должна сопровождаться поощрением поведения, несовместимого с гневом. Мама должна быть наготове, чтобы про­явить внимание и дать Роберте игрушку, как только та пере­станет плакать и висеть на занавесках, и только тогда начать играть или беседовать с ней. Таким образом, эффективный план решения проблем поведения всегда можно отобразить двумя схемами О — П — Р.

                   О                                            П                                             Р       
 Братья и сестры Роберты уходят в школу

Роберта колотит кулачками, виснет на занавесках и плачет

Мама Роберты не обращает на нее никакого внимания

                   О                                            П                                             Р       
 Братья и сестры Роберты уходят в школу

Роберта не плачет и не виснет на занавесках

Мама Роберты уделяет ей внимание или дает ей игрушку

Каждая программа состоит из двух частей: 1) по отноше­нию к плохому поведению принимаются неприятные для ре­бенка меры; 2) альтернативное поведение (желательно, что­бы оно было несовместимо с плохим) поощряется.
Если вы хотите справиться с проблемой плохого поведения, то подумайте и решите для себя, какое поведение вы выберете в качестве альтернативы плохому. Дайте определение этому альтернативному поведению и запишите свою формулировку:
_________________________________________________________________________________________

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения