воскресенье, 6 октября 2019 г.

Определение паттерна О—П—Р (обстановка-поведение-реакция)

В начале этой главы мы представили вам понятие «паттерн О—П—Р». Раз вы сформулировали проблему поведения и начали проводить предварительные измерения его параметров, то теперь, для того чтобы начать программу регулирования, вам нужно будет определить паттерн                              О—П—Р.
Вспомним пример, в котором рассказывалось о Гэри.

                    О                                         П                                             Р       
Во время ужина на Гэри не обращают внимания, так как мама и папа заняты беседой друг с другом


Гэри вскакивает
из-за стола


Гэри привлекает к себе внимание гоняющихся за ним членов семьи

Эта схема показывает, насколько важно рассматривать по­ведение Гэри в его контексте. На проявление нежелательного поведения нельзя смотреть только как на проблему ребенка. В действительности это обмен между ребенком и окружающей средой. Если взглянуть на «нежелательное поведение» в таком свете, мы увидим, что для ребенка оно является эффективным средством получения от окружающей среды того, чего он хочет. И здесь нужно помнить, что важнейшими элементами этой ок­ружающей среды являетесь вы и другие члены вашей семьи.
Что узнал Гэри? Он узнал, что хорошим средством привле­чения внимания за ужином является его побег из-за стола! Бо­лее того, каждый раз, когда этот паттерн О—П—Р повторялся, «нежелательное поведение» закреплялось еще больше. В следу­ющий раз, когда во время еды он захочет внимания к себе, он вероятнее всего, прибегнет к способу, который наилучшим образом уже срабатывал раньше, — выскочит из-за стола. Получается, что проблема поведения Гэри для него вовсе не проблема. Для него — это решение вопроса о привлечении внимания. Вспомните правило, которое мы упоминали раньше: скорее всего ребенок повторит те поступки, которые поощряются.

Источник: Брюс Л. Бейкер, профессор факультета психологии  Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения