воскресенье, 20 октября 2019 г.

Примеры паттерна О—П—Р


А вот еще один пример, показывающий, как важно выя­вить паттерн О—П—Р. Семья Джеки отнеслась к ее плачу как к нежелательному поведению и начала более внимательно присматриваться к тому, что ему предшествует (к обстанов­ке) и к своей реакции на него. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что чаще всего Джеки ведет себя подобным образом два раза в день. Сначала она плачет в середине дня, когда мама пробует провести с ней коротенький урок по развитию речи. Плач ее настолько невыносим, что мама быстро прекращает занятия. Паттерн О—П—Р, по всей вероятности, выглядит так:

                  О                                             П                                           Р       
В середине дня мама пытается позаниматься с Джеки


Джеки плачет



Мама прекращает занятия

Кроме того, каждый вечер повторяется одна и та же история. Джеки — сама улыбка, но только пока не приходит время ло­житься спать. Тут начинаются слезы. Плач продолжается до тех пор, пока мама не сдается и не позволяет Джеки снова спу­ститься в гостиную.
Здесь паттерн О—П—Р таков:

                   О                                             П                                            Р       
 Время ложиться спать

Джеки плачет


Мама разрешает ей спуститься в гостиную

Обратите внимание на то, что в обоих случаях поведение одно и то же: «Джеки плачет». На уроке это поведение приводит к тому, что «мама вынуждена отменить трудное задание». Ночью, когда нужно спать, это же поведение привлекает к Джеки внимание всей семьи со всеми вытекающими из этого прият­ными последствиями, включая сидение перед телевизором.

                       

Только увидев, что в этих случаях контексты (паттерны О—П—Р) различны, мы сможем понять, что подходы также долж­ны быть различны. На уроке по развитию речи мама могла бы упростить задание так, чтобы Джеки сумела легко выполнить его. Затем она могла бы продолжить занятия, несмотря на ее плач, держа при этом награду наготове. Во время укладыва­ния в постель семья Джеки могла бы изменить свою реакцию — перестать обращать внимание на ее слезы. Таким образом, в зависимости от контекста, работать над поведением можно множеством разных способов.
Еще раз подумайте о своем ребенке. Вы дали точное опреде­ление той форме его поведения (или двум?), которую вы хотите изменить? Занимаетесь ли вы уже предварительным измере­нием параметров его поведения? Определили ли паттерн О— П— Р? Если да, то у вас уже, наверное, есть некоторые сообра­жения о том, как начать проведение программы регулирования поведения. Удачи вам!

Источник: Брюс Л. Бейкер, профессор факультета психологии  Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения