воскресенье, 31 марта 2019 г.

Использование поощрений


Ранее мы говорили о поощрении, и сейчас вам, может быть, захочется пролистать ее вновь и вспомнить наши (и свои) замет­ки по этому поводу. Мы отметили там, что ваше внимание, в чем бы оно ни проявлялось - в улыбке, в объятии, в похвале, - для ребенка является самой большой наградой. Однако освое­ние навыков самообслуживания (впрочем, как и обучение им) обычно трудно назвать сплошным удовольствием, и одного внимания может оказаться недостаточно, чтобы побудить ребен­ка хорошо выполнить задание. Вам наверняка придется приготовиться к использованию поощрений другого рода - угощений, любимых занятий.                            
Остановитесь и подумайте, как вы могли бы вознаградить своего ребенка. Среди поощрений могут быть: внимание, кон­кретные виды угощений и занятий. Запишите в специально отведенном месте несколько видов поощрений, которые вы намерены испробовать. Не забудьте, что выбирать нужно та­кие поощрения, которыми вы реально сможете воспользовать­ся во время урока. Например, если ваш ребенок любит леден­цы и вы будете давать ему по штучке за каждую застегнутую пуговицу, то вам придется так долго ждать, пока он перейдет к следующей пуговице, что урок может растянуться до невоз­можных пределов.

Выбор поощрения:
________________________________________________________
_______________________________

Исключения из правил                      
Несмотря на наш совет сводить поощрения на нет, когда на­вык уже освоен, бывает, что некоторыми умениями, которыми ребенок может воспользоваться, он в действительности не пользуется. В таких случаях вам уже не надо отрабатывать со­ответствующее умение, но награда, способная побудить его применить это умение на практике, все же может еще некоторое время требоваться.                                
Здесь, кстати, пролегает граница между навыками самообс­луживания и навыками, необходимыми для того, чтобы содер­жать в порядке дом. Навыки самообслуживания: умение одеваться, правильно вести себя за столом, соблюдать личную ги­гиену, - будучи освоенными, вписываются в повседневную жизнь. Это умения, которыми ребенок (или вы за него) дол­жен воспользоваться, чтобы нормально провести день. И если он овладел ими, то, с большой долей вероятности, он будет про­должать пользоваться ими (возможно, с напоминаниями и обещанием похвалы). Иногда в качестве напоминания может ис­пользоваться карточка со списком всех шагов, составляющих требуемое умение. Ребенок может вовсе не нуждаться в такой карточке, как в стимуле, но если он иногда пропускает какие-то действия при решении определенной повседневной задачи (например, при приготовлении ко сну), карточка послужит ему напоминанием. Если вы собираетесь ввести такую систему на­поминаний, вы можете научить ребенка делать в ней отметки после выполнения каждого шага, а потом приносить карточку (с колонкой, полной отметок) вам, чтобы вы похвалили его и, может быть, вознаградили.
Что же касается умения содержать в порядке дом, то это своего рода «переработка». Большинство детей были бы счас­тливы прожить день, не застилая постель, не собирая разбросанные игрушки, не вынося мусор. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок участвовал в повседневной работе по дому, то вам сле­дует продолжать поощрять его усилия чем-нибудь вроде же­тончиков. Не забывайте - ведь другие дети точно так же что-то получают в подобных случаях.
Возможно, вам захочется, чтобы ребенок за то же вознаг­раждение делал больше. В таком случае несправедливо и не­разумно отказывать ему сразу во всех дополнительных поощ­рениях. В делах, связанных с домашним хозяйством, карточки с отметками, конечно, тоже могут послужить напоминанием о том, что нужно делать.

Источник: Брюс Л. Бейкер, профессор факультета психологии  Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения