суббота, 2 марта 2019 г.

Навыки самообслуживания


Одна из самых важных задач для ребенка — научиться обслужи­вать себя: одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользо­ваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться и умываться. Обычно мы осваиваем эти умения в числе первых, и затем нам уже никто не напоминает, как это делать. Мы пользу­емся ими автоматически каждый день. Для ребенка преодолеть трудности и научиться, скажем, есть вилкой или застегивать пу­говицы рубашки — достижение, способное резко поднять его самооценку. Оно знаменует собой большой шаг на пути к независимости.

Подготовка
Ваша роль в обучении ребенка навыкам самообслуживания боль­ше, чем в обучении другим вещам. Ведь именно дом - это место, где находится зубная щетка, не говоря уж о туалете, гардеробе, обеденном столе и ванне. Дом - это место, где по утрам одевают­ся, где три раза в день едят и перед каждой едой моют руки. Этот заведенный раз и навсегда порядок создает естественные и пред­сказуемые ситуации, позволяющие вам учить, а вашему ребенку учиться.
Можно проводить свои дни, умывая и одевая ребенка, но не лучше ли использовать это время для обучения его тем навыкам, которые позволят ему все то же самое делать самостоятельно? Данная глава поможет вам сделать это оптимальным образом. После того, как вы прочитаете ее, вы сумеете:
1. Выбрать для работы один из навыков самообслуживания, организовать короткие, четко структурированные ежеднев­ные уроки и начать занятия.
2. Найти множество возможностей, возникающих естествен­но в течение дня для менее формальных, пришедшихся к случаю занятий.

Что от этого выиграете вы?
Чем легче вашему ребенку будет справляться с трудностями этого мира, тем легче будет ваша жизнь. Ваше удивительное терпение и невероятные усилия на первых этапах обучения время от времени будут щедро вознаграждаться, и это будет ваш общий выигрыш.     
      Юный джентльмен
«А вот и хот дог для юного джентльмена», - улыба­ясь, сказала официантка.
«Юный джентльмен, - подумала миссис Купер. - Как приятно звучит». Разрезая на мелкие кусочки мясо для Лейтона, она мысленно возвратилась на не­сколько месяцев назад. Грязный стол, попытка нелов­кими движениями захватить ложкой мясо; и затем решение: «Нужно научить его есть вилкой. Пусть на это уйдет много времени, но насколько приятнее бу­дет вместе обедать».                          
Да, на это ушло время, и поначалу Лейтону не нра­вились эти    нововведения. Но он научился пользо­ваться вилкой и теперь вполне нормально накалыва­ет ею пищу.                                   
«Как тебе твой хот дог?» - спрашивает мистер Ку­пер. Он видит, что Лейтону нравится есть в рестора­не, причем есть так, как едят мама и папа. «Похоже, нам теперь придется это делать чаще, а?»
    Ситуации бывают разные. Ваш ребенок, например, может быть не готов еще к освоению умения пользоваться вилкой во время еды. Но если он овладеет более ранними навыками самообслуживания - научится есть ложкой и снимать штаны, и в этом случае ваша жизнь станет чуть-чуть легче. Возможна и другая ситуация - ребенок уже научился многому, но...
(продолжение следует)
Источник: Брюс Л. Бейкер, профессор факультета психологии  Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения