воскресенье, 24 марта 2019 г.

Навыки самообслуживания


Навыки самообслуживания
Контрольный список

Сделайте, пожалуйста, отметки в квадратиках той графы, которая в наибольшей степени соответствует степени вла­дения вашим ребенком следующими навыками.

НАВЫК
Никогда
Иногда
Всегда
1. Пьет из чашки.



2. Ест ложкой.



3. Ест вилкой.



4. Намазывает ножом.



5. Режет ножом.



6.  Снимает штаны (уже расстегнутые).



7.  Надевает штаны (не застегивая).



8.  Надевает носки.



9.  Надевает пуловер.



10. Надевает  блузу,  рубашку  или  пальто, застегивающиеся впереди на пуговицы (не застегивая).



11. Надевает ботинки ( не завязывая шнурки ).



12. Продевает ремень в шлейки.



13. Застегивает пряжку ремня.



14. Застегивает молнию, когда ее половинки уже соеденины.



15. Застегивает и расстегивает пуговицы.



16. Соединяет половинки разъемной молнии.



17. Завязывает шнурки на ботинках.



18. Вешает одежду.



19. Вытирает руки.



20. Моет руки.



21. Чистит зубы.



22. Умывает лицо.



23. Вытирается после ванны.



24. Моется в ванне.



25. Расчесывает волосы.



26. Моет голову.



27. Стелет постель.



28. Накрывает на стол.



29. Меняет постельное белье.



30. Подметает пол.




Навыки самообслуживания, выбранные для отработки
1. Навык ____________________________________________________________
    Шаги_____________________________________________________________
             _____________________________________________________________
            ______________________________________________________________
               
2. Навык ____________________________________________________________
    Шаги_____________________________________________________________
             _____________________________________________________________
            ______________________________________________________________
3. Навык ____________________________________________________________
    Шаги_____________________________________________________________
             _____________________________________________________________
            ______________________________________________________________

Определение шагов
Далее нужно аккуратно разделить выбранный вами навык на отдельные составляющие (шаги. Подумайте о каждом шаге цепочки, приводящей к нужному результату. Один из способов, позволяющих определить шаги, - несколько раз, записывая все детали, проделать то, чему вы хотите научить ребенка: попить из чашки, застегнуть молнию, прибраться в доме, принять ванну. Второй способ - обратить­ся к перечню навыков самообслуживания, помещенному в при­ложении Б. В этот перечень сведены все навыки из контрольно­го списка, и под названием каждого их них приводятся шаги, на которые можно его разбить.                          
Список шагов, составленный вами, конечно, не будет в точности повторять наш. Количество шагов в каждом случае определяется достаточно индивидуально. Для детишек, которые учатся достаточно быстро, это будут несколько больших шагов. Для тех, кто учится не так быстро, — много маленьких. Кроме того, мы не можем знать, как адаптировать стандарт­ный набор шагов конкретно для вашего ребенка. Сделать это можете вы.                                           
Итак, вам нужно составить такой список шагов, который был бы оптимальным для вашего ребенка. Это можно сделать путем анализа нашего и вашего списков шагов. Запишите эти шаги под названием первого навыка, выбранного вами для работы.                                            
В какой-то момент вам нужно будет аналогичным образом составить перечни шагов для обучения ребенка двум другим выбранным вами навыкам. Это можно сделать прямо сейчас, но можно и позже.
Маленькие шаги
«Дз-з-з-инь». Миссис Кронин только начала свой ежедневный урок с Китом (он учился продевать ре­мень в шлейки), как нужно бежать к телефону.  
«Кит, попробуй сделать это сам!»        
Кит взял ремень и начал неуклюже пытаться его вставить. Только вчера он легко справился с задачей - продел ремень в последнюю шлейку после того, как мама продела его во все остальные. Но сегодня, когда он пытается сделать самостоятельно все, получается, что вчерашнего достижения ему не повторить. Ремень застрял, когда Кит пытался слишком быстро продви­нуть его.
Телефонный разговор миссис Кронин был пре­рван появлением Кита с ремнем в руке и глазами, пол­ными подступающих слез. Она на минутку отложи­ла трубку и быстро пропустила ремень через все шлейки, кроме последней. И... на сей раз Кит с легко­стью добился успеха.

Слезы, раздражение, бегство - эти и многие другие прояв­ления нежелательного поведения являются довольно обычной реакцией на требования сделать что-то, что раньше делали вы. Свести к минимуму вероятность появления таких реакций поможет, в частности, следование правилу, что задание всегда должно быть для ребенка несложным.
Ваш ребенок как ученик только тогда сможет добиться ус­пеха, когда успеха добьетесь вы как педагог. Ключ к успеху - это, во-первых, четкое понимание того, какие маленькие шаги нужно сделать, чтобы овладеть тем или иным навыком само­обслуживания, и, во-вторых, медленное продвижение вперед. Соотнося свои требования с тем, что может сделать ребенок (а вы знаете это), вы естественным образом будете идти от успе­ха к успеху. Каждый следующий шаг требует, чтобы ребенок сделал чуть-чуть больше, чем прежде, но каждое новое дости­жение открывает перед ним более широкие возможности.
Источник: Брюс Л. Бейкер, профессор факультета психологии  Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения