Если работа не идет, не
нужно впадать в панику или вопрошать, стоит ли вообще прилагать столько усилий.
Стоит. У какого учителя не бывает плохих дней! Бывает и два подряд. Поэтому,
когда в процессе обучения вы сталкиваетесь с трудностями, отнеситесь к ним
спокойно. И начните их ПРЕОДОЛЕВАТЬ.
Преодолевать трудности -
значит решать проблемы, начиная с установления возможных причин их
возникновения. Рассмотрим пример. Если вы включите светильник, но ничего не
произойдет, вряд ли вы просто уйдете, пожав плечами - вы постараетесь как-то
решить эту проблему. Начнете размышлять о том, что стало причиной такого
явления. Причины могут быть разные, а именно:
1. Светильник не включен в
сеть.
2. Лампочка ввинчена недостаточно плотно.
3. Лампочка перегорела.
4. Неисправен выключатель, или перегорели пробки.
Так что, если светильник не загорелся, вы руки не
опускаете. Не пытаетесь обвинить его: «Этот светильник не хочет загораться». Не
обвиняете себя: «Я не умею хорошо включать свет». Вы беретесь за преодоление
трудностей.
Давайте теперь посмотрим,
как вы смогли бы взяться за преодоление трудностей, возникающих при обучении
новому навыку. Представим, что вам позвонила подруга и попросила совета. Сын
подруги, Сол, мальчик с отклонениями в интеллектуальном развитии, сейчас
занимается с мамой игровыми навыками. Мама учила его собирать пирамидку, и до
позавчерашнего дня все шло довольно гладко. Но теперь все изменилось. Сол стал
легко отвлекаться. Ему требуется больше времени, чтобы надеть на стержень кольца, он убегает во время урока.
В этой ситуации вам следует
сказать подруге, что отступать не надо, не надо никого винить; просто пора
взяться за преодоление трудностей. Подумайте немного о том, что вы уже успели
прочитать в этой книге. Возможно, у вас появятся определенные соображения о
том, что могла бы сейчас сделать ваша подруга.
СТОП!
Не читайте дальше!
Сначала попробуйте сами
указать ей одну-две возможные причины появления этих трудностей!
Разумеется, трудно угадать
точно, что именно поможет вашей подруге. И все же, вы могли бы задать ей
несколько вопросов, например:
·
Солу все еще нравится твое поощрение? (Попробуй что-нибудь новое.)
·
Не слишком ли рано ты перестала ему помогать? (Вернись к более легкому
этапу.)
·
Не слишком ли долго продолжается ваш урок? (Сделай урок покороче и
заверши его заданием, с которым ребенок справится.)
·
Не стало ли ему скучно работать с кольцами? (Возьми другую игрушку такой же степени сложности.)
И если вы в состоянии
предложить подруге некоторые способы решения ее проблемы, вы наверняка сумеете
найти подход и к преодолению собственных трудностей.
На самом деле, когда вы
обучаете ребенка, препятствия на пути - вещь естественная. Плохие дни бывают у
всех. Старайтесь не обвинять ни себя, ни его. Старайтесь избегать таких мыслей
как:
«Я не умею это делать».
«Хороший педагог из меня не
получится».
«Она пытается заставить меня
ругаться».
«Он невозможен!»
Такие монологи только еще
больше огорчат вас. Старайтесь не относиться к себе чересчур критически. Где-то
наверняка есть мама, которая мечтает
делать дело так же хорошо, как вы.
Источник: Брюс Л.
Бейкер, профессор факультета психологии
Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с
особенностями развития бытовым навыкам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий