суббота, 22 декабря 2018 г.

Вопросы и ответы


Необходимо ли для обеспечения успеха  заниматься по программе каждый день?   
Непрерывность учебного процесса является непременным ус­ловием успеха, главным образом, при обучении навыкам самообслуживания, особенно умению пользоваться туалетом. Ребенок, который учится самостоятельно есть или одеваться, растеряется, если в какие-то дни вы будете терпеливо помогать ему учиться, а в другие - делать все за него из-за спешки. Ко­нечно, возможны исключения, ситуации, когда для всей семьи важнее что-то другое, когда ребенок нездоров или вы сами по каким-то причинам не в состоянии заниматься. Случайные «зигзаги» - еще не ЧП. Но непостоянство вообще может при­вести к тому, что ваши усилия по обучению ребенка навыкам самообслуживания окажутся несоизмеримо больше, чем ре­зультаты.

Не является ли то, что вы называете «поощрением», попросту взяткой?
Нет, потому что взятка подразумевает поощрение неэтичного поведения. Когда мы учим ребенка, мы заинтересованы в том, чтобы поощрять только хорошее поведение. В сущности, мы все работаем за вознаграждения - будь то деньги, похвала, ува­жение окружающих или удовлетворение от хорошо выпол­ненной работы. Мы с удовольствием принимаем такие награды за «хорошее поведение»; они делают наше поведение более предсказуемым и приятным. Но если мы принимаем воз­награждения за неэтичное поведение, то это, конечно, взятка!

Другие мои дети не нуждаются в поощрении лакомствами, почему же поведение дочери должно зависеть от этого?
Это обычная реакция на предложение использовать угощение в качестве поощрения успехов в учебе. Ответ, как мы видели, прост. Предшествующий опыт усвоения знаний у вашей дочки сильно отличается от опыта других ваших детей. Поэтому несправедливо было бы требовать от нее, чтобы она хотела учиться. Несправедливо заставлять ее, несправедливо выносить ей при­говор в полной недееспособности и все делать за нее. Как ребен­ку с опорно-двигательными проблемами для передвижения мо­гут потребоваться костыли (никто ведь не станет спорить с этим), так и вашему ребенку нужны вспомогательные средства продвижения в учебе, тоже своего рода «костыли».

Когда я хочу, чтобы мой сын оделся, угощение действительно может послужить ему стимулом, но всегда ли это необходимо?
Возможно да, но уже не для того, чтобы одеться. Вначале, когда ребенок еще не сориентировался в задании, и чувствует себя неуверенно, дополнительные вознаграждения, такие как ла­комства, очень важны. Когда ваш сын научится лучше справ­ляться с заданием, вполне возможно, ему будет достаточно пох­валы или даже просто чувства удовлетворения. Однако следует приготовиться к тому, что отучать его от угощения как от на­грады за успешное освоение того или иного навыка вам придется медленно и постепенно. И хотя в какой-то момент угощение как стимул, побуждающий ребенка самостоятельно одеваться, уже не понадобится, позже, когда вы приступите к обучению новому навыку, оно может потребоваться вновь.

Что делать, когда кажется, что все идет из рук вон плохо?
На этот вопрос, как и на многие подобные, ответить по сущест­ву невозможно. Почему? Потому что он слишком общий; его формулировка не дает достаточной информации. Что значит, например, «все»? Не забывайте, что если вы хотите добиться успеха с помощью метода модификацией поведения, вы долж­ны тщательнейшим образом фиксировать свои наблюдения и быть предельно конкретными.

Источник: Брюс Л. Бейкер, профессор факультета психологии  Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения