суббота, 8 декабря 2018 г.

Выявление причин возникновения трудностей


Если при обучении какому-то навыку трудности возникают сра­зу, или поначалу дело идет хорошо, но вскоре появляются проблемы, просмотрите приводимый ниже «Список возможных причин появления трудностей». Вы увидите, что в него вошло многое из того, на что мы обращаем ваше внимание в этой книге.

Проблемы, возникающие с самого начала
1.  Владеет ли ребенок необходимыми базовыми навыками?
2.  Соответствует ли выбранный вами навык уровню развития и интересам ребенка?
3.  Удается ли вам с самого начала привлечь внимание ребенка?
4.  Легко ли ему пользоваться предлагаемыми материалами?
     5. В подходящее ли время и в подходящем ли месте вы зани­маетесь; нет ли отвлекающих факторов?
6.  Начинаете ли вы занятия с достаточно легкого для него этапа?
7.  Являются ли ваши указания простыми и ясными?
8.  Достаточно ли хорошо вы помогаете (показываете, руководите физически)?
9.  Нравится ли вам заниматься с ребенком, и хвалите ли вы его за старание?
10. Поощряете ли вы его тем, что ему нравится?

Проблемы, возникающие после того, как процесс обучения некоторое время протекал хорошо
1. Может быть, это плохое для вас и ребенка время (болезнь, необычный стресс в вашей жизни)?                 
2. Не потерял ли ребенок интереса к той награде, которой вы его поощряете? Нет ли чего-нибудь еще, что можно было бы пустить в ход? Достаточно ли часто вы поощряете ре­бенка?
3. Не слишком ли большой шаг вы пытаетесь сделать? (Не слишком ли быстро вы перестали помогать?)
4. Не слишком ли медленно вы двигаетесь? Не становится ли ребенку скучно на занятии? (Может быть, ребенок все еще нуждается в вашей помощи?)
5. Не надоела ли ребенку игрушка? Нет ли другой игрушки, с помощью которой вы могли бы отрабатывать этот навык?
6. Не слишком ли продолжителен ваш урок? Не слишком ли долго вы работаете над одним и тем же заданием?
7. Заканчиваете ли вы урок маленькой победой ребенка? Hе привыкает ли он к мысли, что может уклониться от выполнения задания, если будет вести себя неподобающим образом?

Плохие дни
Все трудности, возникающие при обучении ребенка, невозможно решить путем выявления их причин и внесения соответствующих изменений в учебный процесс. Порой сама жизнь создает преграды на на­шем пути. Иногда - это просто плохие для вас и ва­шего ребенка дни. Порой причиной этому могут быть ваша головная боль или простуда ребенка. Бывает, что прогулка с группой в детском саду отнимает у него столько времени и энергии, что их не остается для решения головоломки. Иногда дядя Джо (со сво­ими восьмерыми детьми и четырьмя собаками), гу­ляя по городу, может «на минутку» заглянуть к вам. Ладно, это все незначительные трудности. Нужно просто на несколько дней воздержаться от занятий, а потом, когда вы оба будете готовы, снова к ним вер­нуться. (Например, «первого числа следующего месяца» или «когда дядя Джо уедет»).
Но случаются и проблемы посерьезней. Возмож­но, вам предстоит тяжелая операция, или вы потеря­ли любимого человека, или собираетесь переехать в другой город. От проблем, связанных со здоровьем, замужеством, друзьями, родственниками, работой и финансовым положением, не отмахнуться. В такие периоды - иногда довольно продолжительные - обу­чение ребенка невозможно рассматривать как перво­очередную задачу. Что получится - то и хорошо.
То, что вам, может быть, придется приостановить занятия, не означает, что вы не сможете возобновить их позже. Даже в том случае, если вам нужно отло­жить занятия, постарайтесь установить для себя срок, когда вы к ним вернетесь.

Источник: Брюс Л. Бейкер, профессор факультета психологии  Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения