суббота, 10 ноября 2018 г.

Не забывайте, что успех — тоже награда

Не забывайте, что успех — тоже награда
Если после нескольких попыток ребенка выполнить намеченную вами часть задания вы убеждаетесь, что этот шаг ребенку пока не под силу, вам придется разбить его на еще меньшие шаги. В то же время стоит вернуться немного назад, к более легкой задаче. Каждый урок нужно начинать с умения, которым ребенок уже овладел, а затем переходить к обучению новому. И повторим снова: каждый урок должен заканчиваться успехом. Поэтому, если ребенок становится беспокойным или вы чувствуете, что на сегодня хватит, не забудьте дать ему пос­леднее, легкое задание, чтобы урок окончился маленькой победой.
Поощряйте правильное поведение ребенка сразу после того, как он его продемонстрирует
Если после того, как ребенок заработал свою награду, возни­кнет заминка, хотя бы даже на две минуты (пока вы не найдете и не вручите ему эту награду), он может забыть, что он сделал, чтобы заработать ее. Еще хуже, если за эти две минуты он успеет натворить то, что никак не заслуживает награды. Поэтому вам необходимо иметь ваш приз под рукой, чтобы за считанные се­кунды после выполнения задания он мог получить его вместе с заслуженной похвалой.
Учитесь не обращать внимания на те действия ребенка, о которых вы его не просили
Мы обычно не расцениваем как поощрение такие свои дей­ствия, как крик во время урока или погоню за ребенком по ком­нате. И то и другое (а также многие другие аналогичные пос­тупки) - формы внимания к ребенку. А внимание, как мы ви­дели, — очень эффективный вид поощрения. Не забывайте про­стого правила: поведение, за которым следует поощрение, весь­ма вероятно повторится вновь. Приберегите свое внимание для таких действий ребенка, которые на занятиях будут для вас желательными. Пусть он поймет, что он не добьется вашего внимания, если станет носиться по комнате или глядеть в окно. Вам нужно стараться, насколько возможно, просто сидеть и не обращать на него внимания, пока он снова не сосредоточится на вас. Мы понимаем, что сделать это часто бывает совсем не­легко. Поощряйте ребенка своим вниманием только тогда, когда он делает то, о чем вы его просите.
Постепенный отход от поощрений
По мере усвоения нового навыка ребенок обычно все меньше нуждается в поощрениях, и вы сможете постепенно отказаться от большинства из них - жетончиков, лакомств, любимых заня­тий и т.п. Вероятнее всего, лишь похвала и чувство овладения навыком будут стимулировать его при выполнении необхо­димых действий. Остальные награды вы сможете приберечь для преодоления этапов следующего навыка. Отказывайтесь от наград постепенно, путем увеличения количества заданий, которые нужно выполнить для получения «суперприза». На­пример, если ребенок научился застилать постель полностью и только что сделал это, вы можете сказать ему: «Отлично, а сейчас давай повесим это пальто, и тогда ты сможешь полу­чить...» И вот, вы переходите к следующему навыку, к следую­щему учебному плану! Теперь уборка постели станет частью повседневной деятельности ребенка, и умение делать это будет поддерживаться вашей похвалой и совершенствованием его мастерства.
Помните, что похвала никогда не должна быть «суперпри­зом». Хвалить нужно всегда, когда ребенок делает попытку чему-то научиться или применяет свое умение на практике.
Источник: Брюс Л. Бейкер, профессор факультета психологии Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения