Для ребенка самая главная
награда - ваше внимание, а проявить его вы можете разными способами. Вы можете
улыбнуться, обнять его, поаплодировать, подбодрить похвалить, но это еще далеко
не все. Вы дадите ребенку понять что у него получается хорошо, если просто
похлопаете его по спине и воскликните: «Отлично!»
И именно потому, что ваше
внимание - столь могущественная сила, которая способна закрепить модель
предшествующего ей поведения, вы должны пользоваться ею особенно разумно. И потом, разве не
являются проявлениями вашего внимания крик, недовольство, уговоры? Они, конечно,
не так приятны как ободрение и улыбка, но и они показывают ребенку, что вы
обращаете на него внимание, а значит, и они могут быть восприняты как
поощрение. И так же как любое поощрение могут стать для него стимулом к
повторению того, что он уж сделал, как бы это ни было плохо.
Что, по-вашему, произойдет,
если ребенок решит не сотрудничать с вами во время занятий и вы станете его за
это ругать? Или уговаривать? Или оправдывать?
Правильно! Поскольку вы
поощрили его отказ сотрудничать с вами, следует ожидать, что он откажется и в
следующий раз, и, скорее всего, в будущем тоже. Ведь если он получает от вас
так много, не работая над освоением
нового, с чего бы вдруг он теперь начал работать?
Вот почему мы так стремимся
убедить вас баловать ребенка своим вниманием разумно. Если он выполнит задание
или сделает успешную попытку, вот тогда сразу и с энтузиазмом похвалите его или
поощрите другим способом, лишь бы это было естественно и искренне. И когда он
увидит, как легко oн может заслужить ваше внимание со знаком плюс, он более
охотно будет продолжать делать то, о чем вы его просите. Тогда и занятия станут
приятным времяпрепровождением для вас обоих.
Источник: Брюс Л.
Бейкер, профессор факультета психологии
Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с
особенностями развития бытовым навыкам. Стр. 15
Комментариев нет:
Отправить комментарий