Итак, в путь!
В сознании многих людей еще
совсем недавно понятие «дети с отклонениями в развитии» почти автоматически
ассоциировалось с понятием неспособности и провала. И если на ребенка навешивался
ярлык, он уже рассматривался как человек, который не может. Несмотря на то, что родители и педагоги часто предпринимали
героические усилия для того, чтобы показать, сколь многому эти дети могут
научиться в действительности, все же еще чаще беспощадный «здравый смысл»
советовал не ожидать слишком многого. Скольким родителям пришлось в своей жизни
выслушать различные вариации на тему: «Он (она) сможет научиться делать только
то-то и то-то»! И причиной этому был
ярлык, которого не было на других детях.
Слово «родители» тоже было
своего рода ярлыком, означавшим, что люди этой категории в определенном смысле
имеют достаточно ограниченные возможности. Они - родители. А значит -не профессионалы. А значит, их представление о
собственном ребенке, независимо от того, что они способны с ним сделать, слишком мало о чем говорит и
всерьез рассчитывать на правильность их выбора - где и чему учить ребенка -
нельзя. Они считались только родителями, теми, кто должен «заботиться о
физическом благополучии» своих детей, а уж решать, куда отдать их учиться, могли
другие.
Большие
надежды
К счастью, времена
изменились. В период, прошедший с конца 1960-х годов, мы стали свидетелями не
только принятия исторического законодательства, но и связанного с ним
кардинального сдвига в понимании истинных возможностей детей с особенностями
развития и истинных возможностей их родителей. Сейчас в глазах общества дети с
особенностями развития - это дети, которые могут.
Они могут учиться. Могут плодотворно взаимодействовать со своими сверстниками,
на которых нет такого ярлыка. Они могут рассматриваться как будущие члены
общества со всем многообразием его жизни. Изменился и взгляд на их родителей.
Они стали полноправными партнерами профессионалов, и это служит гарантией
того, что их дети реально смогут воспользоваться правами на образование, отдых,
работу.
Источник: Брюс Л. Бейкер, профессор
факультета психологии Калифорнийского
университета
ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение
детей с особенностями развития бытовым навыкам
Комментариев нет:
Отправить комментарий