Второй
вопрос — как движется игра? Замечателен тот факт, что ребенок начинает с мнимой
ситуации, причем эта мнимая ситуация первоначально очень близка к реальной
ситуации. Имеет место воспроизведение реальной ситуации. Скажем, ребенок, играя
в куклы, почти повторяет то, что его мать делает с ним; доктор только что
смотрел горло у ребенка, сделал ему больно, он кричал, но как только доктор
ушел, он сейчас же лезет с ложкой кукле в рот.
Значит, в
первоначальной ситуации правило находится в высшей степени в сжатом, скомканном
виде. Сама мнимость в ситуации тоже чрезвычайно мало мнимая. Она есть мнимая
ситуация, но она становится понятной в ее отношении к только что бывшей
реальной ситуации, т.е. она есть воспоминание о чем-то бывшем. Игра больше
напоминает воспоминание, чем воображение, т.е. она есть, скорее, воспоминание в
действии, чем новая мнимая ситуация. По мере развития игры мы имеем движение в
ту сторону, что осознается цель игры.
Неверно
представлять себе, что игра есть деятельность без цели; игра есть целевая
деятельность ребенка. В спортивных играх есть выигрыш или проигрыш, можно
добежать первым и можно оказаться вторым или последним. Одним словом, цель
решает игру.
Цель
становится тем, ради чего предпринимается все остальное. Цель, как конечный
момент, определяет аффективное отношение ребенка к игре; бегая вперегонки,
ребенок может сильно волноваться и сильно огорчаться; от его удовольствия мало
может остаться, потому что ему физически тяжело бежать, и если его опережают,
то он мало будет испытывать функционального удовольствия. Цель к концу игры в
спортивных играх становится одним из доминирующих моментов игры, без которого
игра так же теряет свой смысл, как разглядывание какой-нибудь лакомой конфеты,
помещение ее в рот, разжевывание и выплевывание обратно.
В игре
осознается наперед поставленная цель — кто добежит первым.
В конце
развития выступает правило, и чем оно жестче, чем оно больше требует от ребенка
приспособления, чем больше регулирует деятельность ребенка, тем игра становится
напряженнее и острее. Простое бегание без цели, без правил игры — это вялая
игра, не захватывающая ребят.
Альманах
Института коррекционной педагогики №28 "Игра.
К 120-летию Льва Семеновича Выготского"
Статья: Игра
и ее роль в психическом развитии ребенка. Л.С.
Выготский.
http://alldef.ru/ru/articles/almanac-28/the-game-and-its-role-in-the-mental-development-of-the-child
Комментариев нет:
Отправить комментарий