воскресенье, 18 апреля 2021 г.

Посещение магазина.


Поход в магазин – достаточно тревожная ситуация для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Связано это с тем, что в магазине ребенок может убежать, расстроиться и расплакаться из-за большого скопления людей или шума оборудования. Подобных неприятностей родители стараются избежать и по возможности оставляют ребенка дома. В итоге, время идет, малыш взрослеет, а его поведение при повторных попытках посещения магазина не меняется. И это гораздо более серьезная проблема, чем может показаться на первый взгляд. Ребенок не получает необходимого опыта социализации, не учится концентрироваться и распределять внимание, планировать свою деятельность. Все это отражается на понимании и активном использовании речи, поскольку она, как правило, не используется в тревожных ситуациях. Постараемся кратко сориентировать читателей, рассказав о возможных действиях: Ребенку важно знать о том, какое место он посетит с родителем. Сделайте фотографию здания магазина. Показывайте ее ребенку каждый раз перед посещением магазина. Поставьте перед ребенком цель в магазине, укажите на объект воздействия, так как ему самому это сложно сделать. Например, можно обратить внимание малыша на тележку. Покажите на нее рукой и попросите: «Маша, вези!» Можно поручить ребенку держать сумку, в которую вы будете складывать продукты; научить находить и брать с полок конкретный продукт. Например: «Мы купим хлеб. Где хлеб? Там, смотри!» Таким образом, мы даем образец простой речи, которую ребенок может повторить, учим концентрировать внимание на одном конкретном предмете. Можно также предварительно сделать фотографии продуктов, которые предстоит купить, и использовать их при обследовании продуктовых стеллажей. Обязательно хвалите ребенка, поощряйте его словом и жестом. Можно одобрительно пожать руку, похлопать по плечу, погладить по спине. Ваши яркие эмоциональные реакции будут стимулировать его повторять именно позитивный опыт взаимодействия.

Дома положите в альбом с карточками картинки с изображением продуктов. В будущем вы сможете вместе с ребенком запланировать покупки. Например, мама говорит: «Нам надо купить молоко, колбасу, хлеб» и выкладывает перед ребенком нужные картинки. «Запомни, что нам надо купить в магазине?» Пусть ребенок найдет нужные картинки и озвучит их. В ответ ожидайте от ребенка любого обозначения продуктов. Это могут быть простые звуки («С» - в значении «сок» или «КО» - в значении «молоко»), указательные местоимения («ЭТО»), простые полные слова («КАШУ») или фразы («КУПИЛА МОЛОКО»). 

В магазин можно взять с собой список продуктов. Картинки можно нарисовать или приклеить. Дома рядом с картинкам купленных продуктов можно поставить галочку или плюс, заодно проговаривая их названия. Ребенку будет легче научиться ориентироваться во времени, если проговаривать глаголы в прошедшем или настоящем временах. Во фразах активнее используйте местоимения. Например, мама говорит: «Я КУПИЛА сыр». Вместе разбирайте покупки из магазина, проговаривайте их названия. При разборе продуктов  можно учить их раскладывать в  нужные места: хлеб –   в хлебницу, картошку – в корзинку и так далее.

По материалам: https://downsideup.org/elektronnaya-biblioteka/razvitie-rechi-v-povsednevnom-obshchenii/

Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» оказывает бесплатную психолого-педагогическую помощь семьям с детьми с синдромом Дауна. Больше информации - на сайте https://downsideup.org

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения