воскресенье, 22 декабря 2019 г.

Сделайте пятиминутный перерыв.


О'Конноры начали работать над поведением Джима. Согласно их программе, Джима на пять минут будут оставлять одного в его комнате всякий раз, когда он плюет в кого-то. Ему не нравится, когда его отсыла­ют в комнату.
Однажды Джим и две его старшие сестры играли в мяч. Джим не смог поймать мяч и плюнул в одну из сестер. Та немедленно отвела его в его комнату, обра­щая на него при этом минимум внимания. Когда про­шло пять минут, она вернулась, чтобы забрать Джима, но как только она открыла дверь, Джим снова плю­нул в нее. Если бы сестра разрешила ему выйти из комнаты и присоединиться к ним, то тем самым она вознаградила бы (прекращением наказания) послед­ний поступок Джима (плевок в сестру). Этого-то сестра как раз и не хотела. Она сказала Джиму: «Не плюйся. Ты останешься здесь еще на пять минут!» Она постаралась уделить ему как можно меньше внимания, но в то же время сделала так, чтобы братик понял, почему ему придет­ся остаться в комнате еще на пять минут. Когда сестра пришла за ним через пять минут и Джим не плюнул в нее, она взяла его с собой, чтобы он смог продол­жить игру в мяч с сестрами. Вскоре после этого мис­сис О'Коннор постаралась особенной наградой отме­тить его хорошее поведение во время игры с сестрами.

Ниже мы приводим ряд советов, которые помогут вам при­менять стратегию «тайм-аута» дома. Внимательно ознакомь­тесь с этими советами и обсудите их с членами семьи, которые принимают участие в воспитании ребенка. Если по прошествии не более чем двух недель вы обнаружите, что поведение вашего ребенка почти не изменилось в лучшую сторону, еще раз внима­тельно проанализируйте свои действия. Все ли члены семьи одинаково реагируют на поведение ребенка, как вы услови­лись? Не нашел ли ребенок возможность получать удо­вольствие во время «перерыва»? Достаточное ли внимание он получает, когда ведет себя хорошо?
Как проводить стратегию «тайм-аута»
1.  Заранее определите для себя, за какое поведение вы буде­те наказывать вашего ребенка. Такая памятка не будет вам требоваться часто, главным образом в тех случаях, когда ситуация подсказывает вам, что он может повести себя пло­хо. Ваше объяснение, почему вы его наказываете, должно быть кратким и ясным. Нужно, чтобы ребенок понял из не­го следующее:
а.    точную картину своего плохого поведения (в понятных для него словах);
б.    место, отведенное для наказания (определенный стул, конкретное помещение);
в.    сколько времени будет длиться наказание. Обычно это время определяется из расчета    1 минута на каждый год жизни ребенка. Если у вашего ребенка задержка умственного развития и ему требуется существенная по­мощь, то, возможно, время наказания нужно будет умень­шить, но ни в коем случае не увеличить.
2. Если вы уверены, что ваш ребенок знает, что именно запре­щено делать, нет нужды произносить много слов, когда он это сделает. Постарайтесь быть краткими. Сейчас не вре­мя для объяснений или пререканий. Нужно решительно сделать то, о чем вы его предупреждали: «Если ты плюнешь в кого-то, ты пойдешь в свою комнату». Разъяснения в та­кой момент послужат ребенку вознаграждением. Поэтому постарайтесь не замечать его плач: «Прости меня, я больше не буду». Это предсказуемая реакция на предстоящее нака­зание. Понятно, что ни один ребенок не хочет, чтобы его наказывали.
3. «Отправляйся в свою комнату!» Эти слова редко заставят ребенка послушно отправиться туда; здесь может потребо­ваться ваше участие. Твердо, но без злобы, возьмите ре­бенка за руку и молча отведите его на место, где он прове­дет определенное время в качестве наказания. Не обра­щайте внимания, если он будет злиться, когда вы ведете его. Смотрите прямо вперед. Помните о том, что ваш ребе­нок впервые столкнулся с этой новой для него стратегией и для него сейчас самое необычное и самое неприятное — это то, что вы неуклонно следуете ей. Но именно в этом — гарантия ее эффективности.
4. На первых порах маловероятно, что ваш ребенок послушно просидит на месте 2—5 минут. Он может визжать, пинать­ся, искать что-нибудь, чем можно бросить в вас (конечно, это произойдет, если вы оставите какие-то предметы на месте, отведенном для наказания, в пределах досягаемос­ти ребенка. Это будет означать, что вы просто спровоциро­вали такое поведение). Все то время, пока он сидит в отве­денном для наказания месте, он может делать, что угодно, но он должен понять, что вы не прореагируете на его вы­ходки даже взглядом. Прореагировать нужно, только если он встанет. Мягко усадите его и держите на стуле, пока не закончится время, установленное для наказания.
5. Держите под рукой кухонный таймер и включайте его, ког­да нужно начать отсчет времени наказания. Ваш ребенок скоро поймет, что его поведение никак не действует на тай­мер, а вы всегда будете точно знать, когда истекло время наказания.
6. Когда время наказания истечет, просто скажите ребенку: «Теперь можешь вернуться». Подумайте, чем можно будет вознаградить его, когда он вернется в прежнюю обстанов­ку. Он может надуться и даже отказаться уйти с места, отве­денного для наказания. Ничего страшного. Не боритесь с ним. Это не продлится долго. А когда ребенок вернется, сде­лайте так, чтобы он видел, что в его поведении всегда будет вызывать ваше одобрение и привлекать ваше внимание.

Источник: Брюс Л. Бейкер, профессор факультета психологии  Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения