 Все дети жаждут внимания.
Ребенок, который усердно учится в школе, помогает маме мыть посуду, делится
своими игрушками, делает все это, во всяком случае отчасти, потому, что таким
образом добивается от окружающих внимания и одобрения. Неудивительно, что
объятия, улыбки, интерес и похвала являются вознаграждением и, следовательно,
сильным побудительным мотивом вести себя «хорошо». Удивительно здесь то, что
реакция, которая чаще всего является причиной нежелательного поведения, — это
тоже внимание.
Все дети жаждут внимания.
Ребенок, который усердно учится в школе, помогает маме мыть посуду, делится
своими игрушками, делает все это, во всяком случае отчасти, потому, что таким
образом добивается от окружающих внимания и одобрения. Неудивительно, что
объятия, улыбки, интерес и похвала являются вознаграждением и, следовательно,
сильным побудительным мотивом вести себя «хорошо». Удивительно здесь то, что
реакция, которая чаще всего является причиной нежелательного поведения, — это
тоже внимание.
Внимание, которое следует за
нежелательным поведением, — это не объятия, не улыбки и не одобрительное
похлопывание по спине. Почти всегда это неприятные слова или нахмуренные
брови и резко брошенное: «Прекрати!» Но с точки зрения ребенка, такая реакция
— это проявление внимания к его поведению. Каждый раз вы как бы говорите своему
ребенку: «Я сейчас обратил на тебя внимание из-за того, что ты сделал».
Помните, как ведет себя
Сара? Хотя она знает, как самой одеться, она отлынивает и отказывается
одеваться, создавая таким образом по утрам трудности для семьи.
                  О                                             П                                          
Р        
|   Утром, когда надо одеваться |  | 
Сара отлынивает |  | 
Мама
  уговаривает ее | 
При рассмотрении О—П—Р в
данной ситуации становится ясно, что Сара научилась пользоваться эффективной
стратегией, позволяющей ей привлекать к себе внимание мамы. Как вы
догадываетесь, вероятнее всего, Сара будет отлынивать до тех пор, пока мама
будет уговаривать ее.
Источник: Брюс Л.
Бейкер, профессор факультета психологии 
Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с
особенностями развития бытовым навыкам.
 
 
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий