пятница, 6 сентября 2019 г.

Оценка поведения



        Закройте на минутку глаза и нарисуйте в своем воображении гиперактивного ребенка. Да, да. Отложите книгу и представь­те...
Что делал ваш воображаемый ребенок? Бегал кругами? Взбирался на книжные полки? Прыгал на диване? Стучал лож­кой по тарелке? Гонялся за кошкой?

Дайте определение поведению ребенка
Возможно, вы не вообразили ничего такого. А может быть, наоборот, представили все эти варианты, и даже больше! Так или иначе, точно только одно: в вашем воображении не появил­ся ни спящий, ни спокойно сидящий ребенок, так что термин гиперактивный до некоторой степени сужает диапазон возмож­ных форм поведения, которые могут прийти в голову. Однако точного представления о том, что делает ребенок, этот термин не дает.
Для того чтобы изменить поведение ребенка, вы должны точно определить, что он делает. Такие характеристики, как гиперактивный, агрессивный, упрямый или инфантильный, хороши для общих рассуждений, но для точного определения  проблемы поведения они не годятся. Необходимо описать по­ведение более конкретно.
Заметьте, мама Гэри описала его поведение так: «вскакива­ет со своего места и лезет под стол». Если мы действительно хотим изменить эту модель поведение, то такая формулиров­ка для нас важнее, чем характеристика типа гиперактивный. Хорошая формулировка должна заключать в себе нечто, позво­ляющее увидеть и оценить.
Приводимый ниже пример показывает, насколько важна точная формулировка при описании модели поведения.
Неправильное отношение?
Дженнифер И. была новой продавщицей в большом центральном универмаге. Характеризуя Дженнифер, ее сослуживица говорила: «Она хорошо работает, но у нее неправильное отношение к своим служебным обязанностям».
Представьте на мгновение, что вы начальник Дженнифер. Что вы могли бы сделать, чтобы исправить ее отношение к работе? Можно провести с ней беседу; можно похвалить, когда дело у нее пойдет луч­ше; можно припугнуть ее увольнением; можно пос­лать письменное предупреждение. Но насчет чего? Вам ведь нужно сообщить ей, что именно в ее поведе­нии беспокоит вас и как вы хотите его изменить.
«Неправильное отношение» Дженнифер к работе может проявляться в самых разных формах. Она мо­жет:
·         опаздывать на работу;
·         засыпать на собраниях персонала;
·         расстраиваться, когда клиент ничего не покупает;
·         невежливо обращаться с покупателями, когда те просят ее помочь;
·         приводить на работу своего сенбернара.
Следовательно, когда сослуживица говорит, что у Дженифер «неправильное отношение к своим слу­жебным обязанностям», вам, как ее начальнику, необ­ходимо получить более точную информацию, чтобы решить, нужно ли что-то менять в ее поведении, и ес­ли нужно, то как. К каждой из перечисленных проб­лем может быть свой подход, а некоторые из них, с точки зрения начальника, вообще не будут пред­ставлять собой ничего серьезного.



Для того чтобы откорректировать поведение вашего ребен­ка, вам, точно так же, как начальнику в ситуации с Дженнифер, нужно будет точно знать, что именно вы хотите изменить. Вот описания нескольких проблем поведения. Первое — общее, вто­рое — точное. Заметьте, только точное описание позволяет по­нять, над какой конкретной проблемой следует работать.
Общее описание                                                            Точное описание
Гэри гиперактивен. 
За ужином Гэри выскакивает из-за стола.

У Илин бывают вспышки раздражения.
На уроках Илин кричит и отталкивает от  себя материалы.

Сара ленива. 
У Сары, если ей не помочь, утром уходит  1,5 часа на то, чтобы одеться.

Джеки инфантилен.   
Джеки плачет каждый вечер, когда   его укладывают спать.

А сейчас пришло время четко сформулировать, в чем прояв­ляется нежелательное поведение вашего ребенка. Вспомните, мы говорили, что поведение ребенка нежелательно, если оно 1) мешает учиться, 2) отрицательно влияет на уже усвоенные навыки или 3) разрушительно для семьи и наносит вред ре­бенку. Есть ли у вашего ребенка какие-нибудь модели поведения, которые можно было бы отнести к одной или более кате­гориям? Запишите точное определение тех форм поведения, которые вы хотели бы изменить.
_____________________________________________________________________________________

Минутку! Вы вписали сюда определения проблем поведе­ния вашего ребенка? Достаточно ли конкретно они сформули­рованы? Если да, хорошо. Вы заслужили передышку, перед тем как читать дальше.
Если же вы этого не сделали, пожалуйста, сделайте. Наш опыт показывает, что родители, которые заполняют предложенные нами формы, справляются с проблемами поведения своих детей гораздо успешнее, чем те, кто просто читает книгу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения