суббота, 26 января 2019 г.

Подготовительные навыки


В этой главе мы поговорим о том, как заложить фундамент, на котором будут строиться навыки самообслуживания и игры. К са­мым важным подготовительным навыкам относятся: умение брать, сидеть, стоять, выполнять простые инструкции, а также уме­ние координировать движения глаз, с одной стороны, и движе­ния ног, рук и пальцев, с другой, для выполнения совместных дей­ствий (зрительно-моторная координация). Эти умения относят­ся к разряду тех, что появляются в раннем детстве почти автома­тически. Пользуясь ими постоянно, мы обычно не думаем о них как о навыках.
Подготовительные навыки (к примеру, умение стоять без под­держки, держать чашку и приходить, когда тебя зовут) - это про­сто то, с чего начинаются многие более важные в практическом отношении умения (умение подниматься и спускаться по ступень­кам, умение самостоятельно есть и играть в простые игры). Од­нажды освоенные, они становятся гигантским шагом на пути к успешному овладению другими навыками самообслуживания и игры.
Однако обычно эти вещи даются детям с особенностями разви­тия нелегко. Поэтому обучать им необходимо специально и, ко­нечно, прежде, чем приступать к другим видам деятельности. Раз­виваясь, ребенок учится постепенно и одни навыки осваивает раньше других. Поэтому, если он, к примеру, еще не умеет стоять без поддержки, то попытка научить его ходить окажется неоправданно преждевременной и обреченной на провал. Разумнее сначала научить его стоять.
Лучше всего, если обучать ребенка подготовительным навы­кам будете вы. Вы самый близкий ему человек. Вы знаете, что он уже умеет делать и что до сих пор вам приходится делать за него. Ваш день полон возможностей научить его чему-нибудь еще. Вам потребуются специальные учебные пособия и мате­риалы. Стулья и лесенки, чашка, стол, даже пол - вот матери­алы для освоения подготовительных навыков.

Приятные сюрпризы
Шарон может часами сидеть на полу, бесцель­но раскачиваясь, теребя                   веревочку или глядя на свои пальцы, играющие в солнечном луче. Можно представить себе настроение мамы, не знающей, чем заполнить бесконечные дни дочки. Прошло много времени, прежде чем оно измени­лось. И случилось это после того, как она научила Шарон сидеть за столом и играть в очень простую игру (класть в коробку маленькие предметы). Этот маленький успех придал ей уверенность в своих си­лах: она поняла, что сможет учить Шарон.
Конечно, то, что вам приходится делать за ребен­ка столько повседневных дел, а он большую часть дня ничем не занят, плохо и для вас, и для него. Многие родители рассказывали нам, насколько изменилось их состояние, когда они начинали систематически, каждый день понемногу заниматься со своими деть­ми. И порой для них становилось приятным сюрпризом открытие, что их дети делают то, на что роди­тели никогда не смели надеяться.

Источник: Брюс Л. Бейкер, профессор факультета психологии  Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения