Однако существует
еще и обратная связь воображения с эмоцией. Если в описанном нами первом случае
чувства влияют на воображение, то в случае другом, обратном, воображение влияет
на чувство. Это явление можно было бы назвать законом эмоциональной реальности
воображения. Сущность этого закона формулирует Рибо следующим образом.
«Все формы
творческого воображения, - говорит он, -заключают в себе аффективные элементы».
Это значит, что всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и
если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же
вызываемое им чувство является действенным, реально переживаемым, захватывающим
человека чувством. Представим себе простейший случай иллюзии. Входя в сумерках
в комнату, ребенок принимает по иллюзии висящее платье за чужого человека или
разбойника, забравшегося в дом. Образ разбойника, созданный фантазией ребенка,
является нереальным, но страх, испытываемый ребенком, его испуг являются
совершенно действительными, реальными для ребенка переживаниями. Нечто подобное
происходит и со всяким решительно фантастическим построением, и именно этот
психологический закон должен объяснить нам, почему такое сильное действие
оказывают на нас художественные произведения, созданные фантазией их авторов.
Страсти и судьбы
вымышленных героев, их радость и горе тревожат, волнуют и заражают нас,
несмотря на то что мы знаем, что перед нами не реальные события, а вымысел
фантазии. Это происходит только потому, что эмоции, которыми заражают нас со
страниц книги или со сцены театра художественные фантастические образы,
совершенно реальны и переживаются нами по-настоящему серьезно и глубоко. Часто
простая комбинация внешних впечатлений, как, например, музыкальное
произведение, вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир
переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувства, творческая его
перестройка и составляет психологическую основу искусства музыки.
Остается еще сказать
о четвертой и последней форме связи фантазии с реальностью. Эта последняя форма
одной стороной тесно связана с только что описанной, но другой - существенно
отличается от нее. Сущность этой последней заключается в том, что построение
фантазии может представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте
человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету;
однако, будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, его
«кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально
существовать в мире и воздействовать на другие вещи.
Выготский Л.С.
Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк.
Комментариев нет:
Отправить комментарий