Таким
образом, существенным признаком игры является правило, ставшее аффектом. «Идея,
ставшая аффектом, понятие, превратившееся в страсть» — прототип этого идеала
Спинозы в игре, который есть царство произвольности и свободы. Выполнение
правила является источником удовольствия. Правило побеждает, как сильнейший
импульс (ср. Спиноза — аффект может быть побежден сильнейшим аффектом). Отсюда
вытекает, что такое правило есть внутреннее правило, то есть правило
внутреннего самоограничения, самоопределения, как говорит Пиаже, а не правило,
которому ребенок подчиняется, как физическому закону. Короче говоря, игра дает
ребенку новую форму желаний, т.е. учит его желать, соотнося желания к фиктивному
«я», т.е. к роли в игре и ее правилу, поэтому в игре возможны высшие достижения
ребенка, которые завтра станут его средним реальным уровнем, его моралью.
Сейчас мы можем сказать о деятельности ребенка то же, что мы говорили о вещи.
Так же, как существует дробь — вещь/смысл, существует и дробь — действие/смысл.
Если
раньше господствующим моментом было действие, то сейчас эта структура
опрокидывается и смысл становится числителем, а действие — знаменателем.
Важно
понять, какое освобождение от действий ребенок получает в игре, когда это
действие становится вместо реальной, например, еды - движением пальцев, т.е.
когда действие выполняется не ради действия, а ради смысла, который оно
обозначает.
Альманах
Института коррекционной педагогики №28 "Игра.
К 120-летию Льва Семеновича Выготского"
Статья: Игра
и ее роль в психическом развитии ребенка. Л.С.
Выготский.
http://alldef.ru/ru/articles/almanac-28/the-game-and-its-role-in-the-mental-development-of-the-child
Комментариев нет:
Отправить комментарий