воскресенье, 2 февраля 2020 г.

Измените обстановку


           Измените обстановку       
Итак, мы теперь знаем, как изменять свою реакцию на плохое поведение. То есть, по сути, мы рассмотрели только часть П-Р в паттерне О — П — Р. Но плохое поведение можно также изменить, если обратить пристальное внимание на то, что предшествует ему, то есть на часть         О — П.                    
Обстановкой мы называем ситуацию, непосредственно предшествующую проявлению нежелательного поведения. Некоторые ситуации способствуют механизму поведения ребенка. Например, ребенок скорее заплачет, если он устал. Он скорее станет «путаться под ногами», если его не замечают; он за­визжит, если не может справиться с заданием; захочет подрать­ся с сестрой за игрушку, если в комнате она одна. Существуй множество ситуаций, которые буквально подталкивают ребен­ка к плохому поведению.
В данном разделе мы рассмотрим ряд способов такой орга­низации среды, окружающей ребенка, которая способствовала бы хорошему поведению.
Обучайте ребенка новым навыкам.   В дополнение к по­ощрению конкретного альтернативного поведения, несовмес­тимого с плохим, вы одновременно можете и должны учить ре­бенка разным новым навыкам. В конечном счете, когда его день заполнен освоением навыков, для плохого поведения остается меньше времени. К примеру, родители Гэри, продолжая игнорировать его «вскакивания с места», могут одновременно учить его навыкам поведения за обеденным столом: как пользовать­ся ножом, как налить воды в стакан, как помочь убрать со стола,
Для примера вознаграждайте других своих детей.     Покажите ребенку, каких конкретных действий вы от него ожидаете (и пусть он увидит, что они поощряются!), вознаграж­дая других детей, когда те поступают таким образом. Этой стра­тегии должны следовать все члены семьи. Предположим, вы заранее условились с другими детьми в вашей семье, что они продемонстрируют определенные действия, а вы вознаградите их в наглядной форме. Но это можно делать и не договариваясь заранее.
Например, если Марк отка­зывается помыть руки, скажите: «Иди сюда, папа, посмотри, как   хорошо Джимми вымыл руки». Такая стратегия «вознаграждения другого» полезна, когда нужно не заметить плохое поведение ребенка и поощрить аль­тернативное поведение. Просто проигнорируйте его плохое по­ведение и похвалите хорошее поведение другого ребенка!
Оборудуйте сцену так, чтобы плохое поведение реже могло проявиться во время обучения новым навыкам.
Хотя вы стараетесь научить своего ребенка новым навыкам и он способен воспринять то, что вы ему показываете, все же во время занятий будут возникать проблемы поведения. Частое игнорирование плохого поведения или «тайм-ауты» не будут действовать в этих ситуациях, поскольку ребенок не ищет ва­шего внимания, а напротив, старается избежать неприятного задания. Вы сможете помочь ему вести себя правильно, если разъясните, что вы дали ему посильное задание, и если будете чувствовать, когда задание следует упростить (например, если заметите блуждающий взор, ерзанье на месте, хныканье и т.п.).
В предыдущих главах, посвященных формированию навы­ков, подчеркивалось, что вы должны создать условия, способ­ствующие эффективному обучению, то есть условия, помога­ющие ребенку легко справиться с заданием. Мы уже говорили о необходимости учета уровня развития навыков ребенка при выборе задания и о постепенном, пошаговом повышении сте­пени его трудности. Мы также указали на то, как важно выбрать материалы, удобные в обращении, ясно объяснить ребенку за­дание, убрать отвлекающие предметы и т.п. Все это и есть при­меры оборудования сцены.
Оборудуйте сцену так, чтобы в течение дня возникали меньше проблем, связанных с поведением.    В течение дня возникает множество моментов, когда едва заметное измене­ние ситуации помогает предотвратить плохое поведение - нужно лишь дать ребенку интересное задание, убрать предме­ты, которые легко ломаются, дать еще одну игрушку, чуть-что помочь...                                        
На минутку представьте себе свой обычный день. Конечно вы уже сделали необходимые приготовления, чтобы помочь ребенку провести день спокойнее. Возможно, пораньше накорми­ли его, чтобы он не захотел есть во время занятий. Или, напри­мер, укрепили полочку с зубной щеткой пониже, чтобы он смог дотянуться до нее, нарезали для него мясо кусочками еще до того, как все сели за стол. Есть множество способов заблаговре­менно подготовить обстановку, чтобы уменьшить вероятность проявления нежелательного поведения.
Бывают ситуации, в которых вы можете предвидеть, что ваш ребенок расстроится сам или расстроит вас! Вы точно можете предсказать, чего он испугается — посещения врача, дантиста или даже парикмахера. Вы можете заранее сказать, в каких си­туациях он будет стесняться. Например, когда вы идете к кому-то на день рождения. Вы знаете, когда он будет вести себя требо­вательно (например, в магазине игрушек), шумно (в церкви), чрезмерно возбужденно (в ресторане).               
Для таких ситуаций применяйте систему раннего предупреждения. Прикиньте, как, скорее всего, будет себя чувствовать или вести ваш ребенок, и заблаговременно побеседуйте с ним о том, как ему следует вести себя. Если он боится, и объясните ему каждый шаг того, что будет происходить, и не обманывайте его. Это означает, что если боль неизбежна, то не следует говорить ребенку, что ему не будет больно. Подготовьте слова ободрения («Все дети ходят к доктору. Все будет хорошо. Мама рядом.») Заранее придумайте для него какое-нибудь интересное занятие, которым вы могли бы вместе заняться после мероприятия, которого он так боялся.
Если существует вероятность того, что ребенок будет смущаться при общении с другими людьми, заблаговременно побеседуйте с ним о том, кто будет, что будут делать, напомнив ему, как было весело на таких же вечеринках раньше. Придите на вечеринку пораньше и помогите ребенку познакомиться и начать играть с другими детьми.
Если вы предвидите, что ребенок не будет слушаться вас, например, когда нужно будет идти домой из гостей, обязатель­но заблаговременно побеседуйте с ним о том, что его ждет и какое поведение вы ожидаете от него. «Мы пойдем в продук­товый магазин. Мы купим только то, что есть в этом списке. Ты можешь помочь мне сложить все в корзинку. Пожалуйста, не проси купить чего-нибудь еще, мы купим только то, что в списке. Ты меня понял?»
Что вы скажете вашему ребенку, будет зависеть от того, что он способен понять и от вашей способности общаться с ним. Но в любом случае, заблаговременно высказанное предосте­режение поможет предотвратить возможную неприятность.

Предостережение
Удостоверьтесь, что вы не изменили обстановку на­столько, что это пагубно отразилось на других аспек­тах жизни вашей семьи. К примеру, вы готовите только ту еду, которая нравится ребенку, и это удер­живает его за столом. Но как быть с другими члена­ми семьи? Прежде чем менять обстановку, обязатель­но посоветуйтесь и с ними. Если эти изменения повлекут неудобства для других членов семьи, их следует ввести лишь на короткое время, а затем вер­нуть все в прежнее состояние.
Всегда помните, что вы меняете окружающую сре­ду, чтобы научить ребенка чему-то новому. Для этого совсем не обязательно переворачивать свой мир вверх  тормашками.


Источник: Брюс Л. Бейкер, профессор факультета психологии  Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения