Формирование навыка. Действуйте медленно и неуклонно.
Не рассчитывайте на то, что
ребенок, не дожидаясь награды, станет вести себя абсолютно так, как вы хотите.
Если такие надежды и сбываются, то очень нескоро. Лучше настройтесь на постепенное
совершенствование его действий, начиная с первых неуклюжих попыток, на
шлифовку удачных проб и превращение их в то, что нужно.
Если вы только приступаете к
занятиям, вы можете для начала вознаградить ребенка даже за то, что он просто
пошел с вами на урок, затем - за то, что сел на стул, потом поощрить выполнение
простого указания («Посмотри на меня»). Спустя некоторое время, когда вы уже не
будете угощать его за то, что он пришел и сел, он все равно будет делать это -
ведь он уже научился. Вы просто похвалите его: «Хорошо идешь, Сэм. Ты готов
начать», а угощение сохраните для того, чтобы поощрить его усилия в следующем
задании.
Ужесточать свои требования
нужно постепенно. Если вчера для того, чтобы установить в нужное место элемент
головоломки, ребенку требовалась ваша помощь, сегодня лучше всего начать
именно с этого места. Вы сможете наградить его чем-то вкусным и похвалить
сразу, после первого успеха, который достанется ему небольшой ценой. Но
сегодня ваша задача - добиться от него несколько большего. Поэтому в течение
оставшейся части урока вам лучше придержать угощение до тех пор, пока ребенок
не сумеет успешно установить элемент головоломки или просто не сделает удачной
попытки - сначала с меньшей, чем вчера, помощью с вашей стороны, а потом и вовсе самостоятельно.
Успешное формирование
навыков - процесс медленный и постепенный. Ожидать качественного изменения в
поведении ребенка за одну ночь - значит обрекать себя на неизбежное
разочарование. Попросите ребенка выполнить задание чуть-чуть получше, поощрите
его успех соответствующим образом и постепенно начните понемногу усложнять
задачу. Прогресс будет ровным и постоянным. Достижения родителей, которые
упорно придерживаются своего учебного плана, подтверждают это снова и снова.
Источник: Брюс Л.
Бейкер, профессор факультета психологии
Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с
особенностями развития бытовым навыкам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий