Альманах
Института коррекционной педагогики №28 "Игра.
К 120-летию Льва Семеновича Выготского"
Статья: Игра
и ее роль в психическом развитии ребенка. Л.С.
Выготский.
http://alldef.ru/ru/articles/almanac-28/the-game-and-its-role-in-the-mental-development-of-the-child
Ребенок не
может еще оторвать мысль от вещи, он должен иметь точку опоры в другой вещи;
здесь мы имеем выражение этой слабости ребенка; он нуждается для того, чтобы
мыслить о лошади, определять свои действия с этой лошадью, в палочке, в точке
опоры. Но все-таки в этот критический момент коренным образом меняется основная
структура, определяющая отношение ребенка к действительности, именно структура
восприятия. Особенность человеческого восприятия, возникающая в раннем
возрасте, заключается в так называемом «реальном восприятии». Это нечто такое,
чему мы не имеем ничего аналогичного в восприятии животного. Сущность этого
заключается в том, что я вижу не только мир, как цвета и формы, но и мир,
который имеет значение и смысл. Я вижу не нечто круглое, черное, с двумя
стрелками, а вижу часы и могу отделить одно от другого. Есть больные, которые,
увидев часы, скажут, что они видят круглое, белое, с двумя тонкими стальными
полосками, но не знают, что это часы, они потеряли реальное отношение к вещи. Итак,
структура человеческого восприятия могла бы быть образно выражена в виде дроби,
числителем которой является вещь, а знаменателем — смысл; это выражает
известное отношение вещи и смысла, которое возникает на основе речи. Это
значит, что каждое человеческое восприятие есть не единичное восприятие, а
восприятие обобщенное. Гольдштейн говорит, что такое предметно-оформленное
восприятие и обобщение есть одно и то же. Вот в этой дроби — вещь-смысл — у
ребенка доминирующей является вещь; смысл с ней непосредственно связан. В тот
критический момент, когда палочка у ребенка становится лошадью, т.е. когда вещь
— палочка — становится опорной точкой для того, чтобы оторвать значение лошади
от реальной лошади, эта дробь, как говорит исследователь, опрокидывается, и
господствующим становится момент смысловой: смысл/вещь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий