Оставим на
минуту этот замечательный эксперимент в области игры и обратимся к любой игре.
Мне кажется, везде, где есть мнимая ситуация в игре, везде есть правило. Не
наперед сформулированные и меняющиеся на протяжении игры правила, но правила,
вытекающие из мнимой ситуации. Поэтому представить себе, что ребенок может
вести себя в мнимой ситуации без правил, т.е. так, как он ведет себя в реальной
ситуации, просто невозможно. Если ребенок играет роль матери, то у него есть
правила поведения матери. Роль, которую выполняет ребенок, его отношение к
предмету, если предмет изменил свое значение, будут всегда вытекать из правила,
т.е. мнимая ситуация всегда будет заключать в себе правила. В игре ребенок
свободен, но это иллюзорная свобода.
Если
задачей исследователя на первых порах было вскрыть неявное правило, заключенное
во всякой игре с мнимой ситуацией, то сравнительно недавно мы получили
доказательство, что так называемая «чистая игра с правилами» (школьника и игра
дошкольника к концу этого возраста) в сущности является игрой с мнимой ситуацией,
ибо точно так же, как мнимая ситуация обязательно содержит в себе правила
поведения, так и всякая игра с правилами содержит в себе мнимую ситуацию. Что
значит, например, играть в шахматы? Создавать мнимую ситуацию. Почему? Потому
что офицер может ходить только так, король так, а королева так; бить, снять с
доски и т.д. — это чисто шахматные понятия; но какая-то мнимая ситуация, хотя и
не заменяющая непосредственно жизненных отношений, все-таки здесь есть.
Возьмите самую простую игру с правилами у детей. Она сейчас же превращается в
мнимую ситуацию в том смысле, что, как только игра регулируется какими-то
правилами, то ряд реальных действий оказывается по отношению к этому
невозможным.
Точно так
же, как в начале удалось показать, что всякая мнимая ситуация содержит в
скрытом виде правила, удалось показать и обратное — что всякая игра с правилами
содержит в себе в скрытом виде мнимую ситуацию. Развитие от явной мнимой
ситуации и скрытых правил к игре с явными правилами и скрытой мнимой ситуацией
и составляет два полюса, намечает эволюцию детской игры.
Альманах
Института коррекционной педагогики №28 "Игра.
К 120-летию Льва Семеновича Выготского"
Статья: Игра
и ее роль в психическом развитии ребенка. Л.С.
Выготский.
http://alldef.ru/ru/articles/almanac-28/the-game-and-its-role-in-the-mental-development-of-the-child
Комментариев нет:
Отправить комментарий