Мне
кажется, что за критерий выделения игровой деятельности ребенка из общей группы
других форм его деятельности следует принять то, что в игре ребенок создает
мнимую ситуацию. Это становится возможным на основе расхождения видимого и
смыслового поля, появляющегося в дошкольном возрасте.
Эта мысль
не нова в том смысле, что наличие игры с мнимой ситуацией всегда было известно,
но ее рассматривали как одну из групп игры. Мнимой ситуации при этом
придавалось значение второстепенного признака. Мнимая ситуация не являлась в
представлении старых авторов тем основным качеством, которое игру делает игрой,
раз только одна определенная группа игр характеризовалась этим признаком.
Главная
трудность этой мысли, мне кажется, заключается в трех моментах. Во-первых,
здесь есть опасность интеллектуалистического подхода к игре; могут возникнуть
опасения, что если игру понимать, как символику, то она как бы превращается в
какую-то деятельность, подобную алгебре в действии; она превращается в систему
каких-то знаков, обобщающих реальную действительность; мы здесь не находим уже
ничего специфического для игры и представляем себе ребенка, как неудавшегося
алгебраиста, который не умеет еще писать значков на бумаге, а изображает их в
действии. Необходимо показать связь с побуждениями в игре, потому что сама по
себе игра, мне кажется, никогда не является символическим действием в
собственном смысле этого слова.
Второе —
мне кажется, эта мысль представляет игру как познавательный процесс, она
указывает на значение этого познавательного процесса, оставляя в стороне не
только аффективный момент, но и момент деятельности ребенка.
Третий
момент — необходимо раскрытие того, что же эта деятельность делает в развитии,
т.е. что с помощью мнимой ситуации может развиваться у ребенка.
Альманах
Института коррекционной педагогики №28 "Игра.
К 120-летию Льва Семеновича Выготского"
Статья: Игра
и ее роль в психическом развитии ребенка. Л.С.
Выготский.
http://alldef.ru/ru/articles/almanac-28/the-game-and-its-role-in-the-mental-development-of-the-child
Комментариев нет:
Отправить комментарий