Учитель-дефектолог Романова О.В.
1.
Ведите
подробные записи своих наблюдений за малейшими деталями поведения ребенка. Чем
именно занимается ребенок? Как долго осуществляет это или иное стереотипное
действие? Делает перерыв в этом? Куда смотрит? Как реагирует, когда пытаются
отвлечь?
2.
Присоединяйтесь
к действиям ребенка. Такие действия дают возможность видеть и почувствовать то,
что видит и чувствует ребенок при этом. Также это хороший способ донести
ребенку, что его любят, желают с ним общаться и хотят быть рядом с ним, тем
самым вызывая у ребенка желание присоединиться к общению. В то же время важно,
что повторение поведения ребенка со стороны взрослого, вызывает у него чувство
недоумения и одновременно является хорошей «ловушкой» внимания.
3.
Всеми
возможными способами пытайтесь передать, что мир не представляет для ребенка
угрозу, его здесь ждут и любят. Завораживающе, захватывайте своими словами и
действиями ребенка так, чтобы он понял, что в реальном мире его так же ждут
радость и счастье.
4.
Любое
включение в игру ребенка сопровождайте эмоционально-смысловым комментарием,
предоставляя ситуацию, в которой ребенок проявляет себя, положительно
эмоциональную окраску и игровой смысл. Например, если ребенок машет кистями
рук, посмотреть, на что это похоже и сказать: «Полетели, полетели, на головку
сели», или «Быстро, быстро помахали, а теперь медленно»; когда ребенок
раскачивается, можно, говоря в такт движений ребенка — «Влево, вправо, влево,
вправо» или «Один, два, три — стоп!» и др. Подобные комментарии используйте и
как основу для обыгрывания определенных эпизодов сюжета, его развития и
детализации.
5.
Помещение
для занятий организуйте таким образом, чтобы была максимальная простота в
обстановке, отсутствие каких-либо отвлекающих факторов, поскольку на первом
этапе впечатления ребенка должны быть максимально ясными и простыми для
восприятия.
6.
Для
установления зрительного контакта используйте те предметы, которые
действительно интересуют ребенка. Это может быть пища (каша, сок, конфеты),
игрушки. Так, примером может служить составление пазлов: сначала необходимо
сесть напротив ребенка так, чтобы ему было удобно на вас смотреть. Пазл, если
ребенку очень нравится, составлять его, подносить к своему лицу и ждать встречи
взглядов. Встретившись с ребенком глазами, улыбнуться и сказать слово «пазл».
Таким образом, можно установить зрительный контакт около тридцати четырех раз.
Постепенно ребенок начнет привыкать, что после того как он смотрит в глаза
происходит нечто приятное. Итак, смотреть в глаза это хорошо.
7.
Расширяйте
сенсорный опыт ребенка: необходимо насыщать тело различными физическими
движениями (развивать крупную моторику, гладить, щекотать, брать на руки и
подбрасывать в воздух), вводить в занятия ритмические упражнения,
распространять тактильный опыт через естественные материалы: ходить босиком по
траве, песку, земле, дать прикоснуться к веточкам, траве, почувствовать теплую
и холодную воду и тому подобное.
§
Будьте
внимательны к интересам ребенка. Сделайте его интерес общим для вас обоих:
приобщитесь к рассмотрению предмета, который заинтересовал ребенка,
продемонстрируйте возможные действия с ним, расскажите о предмете и тому
подобное. Используйте любую ситуацию для обнаружения и расширения возможности
совместного интереса, например, можно рассматривать и прислушиваться к звучанию
музыкальных инструментов или погремушек, наблюдать за дождем за окном,
манипулировать игрушкой, рассматривать книжки, есть вместе.
§
При
каждой возможности присоединяйтесь к деятельности ребенка и имитируйте его
движения и действия. Делайте паузы и наблюдайте: ожидает он продолжения или
отвечает тем же действием.
§
Постепенно
изменяя, модернизируйте действия, предоставляя им определенный смысл, превращая
в игровую деятельность. То же касается и имитации любых вербальных проявлений
ребенка. Впоследствии это может превращаться в словесные игры (подбор слов на
начальный звук, преобразования вокализаций ребенка на слова или песенки и
т.д.).
§
Естественно
будет использовать фрагменты социально-коммуникативных игр («ку-ку», «идет коза
рогатая …» и т.д.) с целью демонстрации социального поведения (зрительный
контакт, вариативная мимика и интонации, движения тела, уместны жесты). Если
ребенок во время игры прерывает зрительный контакт, прекратите играть и
восстановите попытки при условии восстановления зрительного контакта.
§
Важно
поощрять детей к подражанию. Такие звукоподражания как, «тук-тук», «бум»,
«вжик», «кх-кх», и другие можно использовать с целью проиллюстрировать свои или
чьи-либо действия или содержание прочитанного (рассказанного).
§
С
целью научить ребенка комбинировать слова в словосочетание советуем активно
использовать реальные объекты и события, фотографии, графические изображения, —
всю доступную наглядность, чтобы продемонстрировать и прокомментировать
категории субъект-объектного взаимодействия, действия с предметами и их
свойства (признаки ).
§
Если
ребенок научился подражать хотя бы нескольким звукам, его словарный запас надо
пытаться расширить для того, чтобы в будущем эти звуки могли иметь определенное
значение. Сначала повторять простейшие звуки, потом их более сложные сочетания.
Из отработанных звуков в дальнейшем формируют первые слова.
§
Увиденное
во время прогулки, полезно было бы закрепить в другой ситуации, используя
фотографии, рисунки или игрушки для иллюстрации. Как обычно, начинаем с
предоставления информации в виде комментариев-описаний окружающего, что
привлекает внимание ребенка, предоставляя своим высказыванием
социально-эмоциональной окраску: «Смотри-ка, собачка бежит», «Посмотри, малыш
бежит».
§
Следует
использовать наглядную демонстрацию назначение предметов, а также словесную
подсказку. Для переноса навыков в повседневную жизнь для ребенка, который не
использует речь с коммуникативной целью, специально создают ситуации, где он
могла бы проявить свое понимание. Например, мама говорит: «Давай готовить обед.
Принеси то, в чем мы варим суп»; или: «Давай поливать цветы. Чем ты поливал
цветы?» др.
Комментариев нет:
Отправить комментарий