пятница, 26 апреля 2019 г.

Наблюдение за прогрессом и преодоление трудностей


Учебный процесс пойдет лучше, если вы будете вести записи своих уроков и достижений ребенка. Шаги учебной программы позволят вам отслеживать достижения ребенка. Каждый раз, когда вы занимаетесь отработкой того или иного шага, записывайте его и отмечайте, как ребенок справляется с ним.
1. В первой колонке таблицы, слева, запишите шаги вашей учебной программы в том порядке, в каком предполагаете им учить (в соответствии с принципом инверсии). Если все не помещается, то можно приклеить вашу учебную програм­му рядом с этой таблицей.
2. Впишите дату, а также шаг, над которым вы работаете.
3. Каждую успешную попытку, сделанную ребенком в тече­ние всего времени занятия, отмечайте галочкой.
4. Неуспешную попытку сделать шаг отмечайте косым крес­тиком (X).
5. В конце каждого урока обводите кружочком последнюю отметку, чтобы, таким образом, обозначить окончание за­нятия.

Помните: Каждый урок должен заканчиваться для ребен­ка успешно!
Ведение записей - важная часть учебного процесса. Разработайте свою систему. Может быть вы предпочтете вести дневник, отмечая в нем достижения ребенка по мере их появления. Здесь важно иметь возможность периодически проверять, как обстоят дела, и есть ли прогресс. Если есть, отпразднуйте свои успехи - вы заслужили это. Если нет, наберитесь терпения.


Источник: Брюс Л. Бейкер, профессор факультета психологии  Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам.

воскресенье, 21 апреля 2019 г.

У оленя дом большой


1 У оленя дом большой
2 Он глядит в свое окно,
3 Видит - заинька бежит,
В дверь к нему стучит.
4 - Тук-тук, дверь открой,
5 Там, в лесу охотник злой!
6 - Зайка, зайка, забегай,
7 Лапу подавай!

1 Скрещенные руки с растопыренными пальцами поднять над головой;
2 Руки с раскрытыми ладонями приставить к лицу;
3 Руками показать «уши» зайца;
4 Кулаком постучать в воображаемую дверь;
5 Рука в кулаке, большой палец выставить, помахать рукой назад;
6 Рукой машем, приглашение;
7 Сначала правую, затем левую руку выставляем вперед, правую ладонь кладем в левую;

воскресенье, 14 апреля 2019 г.

Инверсия как прием обучения


Представьте, что вы участвуете в забеге, в котором нет ника­ких правил. Есть только финишная черта и стартер, команду­ющий: «Марш!» Допустим, вам, во что бы то ни стало, нужно обеспечить себе победу в этих соревнованиях. Что бы вы сде­лали? Обдумав и отвергнув множество возможных хитростей, вы, наконец, решаете стартовать возле самой финишной чер­ты. Тогда, как только стартер скомандует: «Марш!» - вы фи­нишируете, и успех будет за вами. А почему бы нет? Ведь здесь нет никаких правил!
Подход, называемый инверсией, предполагает, что процесс обучения будет во многом напоминать участие в странных со­ревнованиях, которые мы только что описали. Бегуном здесь будет ваш ребенок, а финишной чертой - завершение процес­са. Лучшей гарантией успеха станет старт прямо рядом с фи­нишем, или, другими словами, в момент, очень близкий к за­вершению работы над заданием. В этом случае после сигнального выстрела ребенку останется пробежать только последний, короткий участок дистанции, и победа будет за ним!
Этот подход удобен при обучении таким умениям, которые предполагают выполнение цепочки отдельных действий, все­гда идущих в одной и той же последовательности. Посмотрим, как можно воспользоваться инверсией для того, чтобы научить ребенка, скажем, мыть руки. Это умение, как и многие другие, можно разбить на маленькие шаги, с которыми он в состоянии справиться. Сейчас для того, чтобы проиллюстрировать идею инверсии, мы разобьем умение умываться на такие четыре шага:       
1. Включает воду.                
2. Намыливает руки.               
3. Споласкивает руки.      
4. Выключает воду.            
Попробуем найти финишную черту. Ею будет завершение 4-го шага - выключение воды. Ведь именно этот момент пред­ставляет окончание всех действий. Где же нужно стартовать, чтобы это было близко к финишу? Очевидно, сначала придет­ся сделать 1-й, 2-й и 3-й шаги вам, то есть включить воду, на­мылить ему руки и сполоснуть их. Может быть, вы даже помо­жете ему взяться за кран для того, чтобы, как только вы ско­мандуете: «Марш!» - он смог выключить воду и таким обра­зом легко и быстро завершить процесс. Забег будет выигран.
В жизни, однако, соревнования не могут оставаться всегда такими легкими. Мы ведь хотим разработать стратегию обучения не одному, последнему действию. Вы начали с выполнения за ребенка практически всех необходимых действий, оставив ему совсем немного, чтобы закончить задание. Продолжая заниматься, вы каждый раз будете делать за него чуть-чуть меньше, отодвигая тем самым стартовую черту немного дальше от финишной, пока в один прекрасный день не добере­тесь до самого начала.
Обратимся к нашему примеру. После того, как ребенок на­учится выключать воду, вы начнете учить его хотя бы отчасти самостоятельно выполнить задание третьего шага – сполоснуть руки. Когда он одолеет шаг 3, вы сможете отступить еще немного - к умению намыливать руки с вашей помощью (шаг 2), затем к умению включать воду (шаг 1). Каждый раз, выполняя задание, ребенок, вероятно, с трудом будет одолевать новый для него шаг, а затем переходить к цепочке действий, которые он уже освоил, и таким образом без особых усилий добираться в до конца.                                             
Следуя приему инверсии, ребенок выигрывает соревнова­ния каждый раз!
Сначала - последний шаг
Для того чтобы научить Джесси снимать пальто, мис­сис Асеведо решила воспользоваться приемом инвер­сии. Она знала, что он уже умеет выполнять несколь­ко последних действий — если пальто расстегнуто, он может легко снять его и повесить. Поэтому она решила отступить немного назад и попросить его выпол­нить заключительное действие, позволяющее рас­стегнуть последнюю пуговицу. Повозившись с этим новым делом, Джесси вскоре разделся - ведь осталь­ные действия он уже освоил. Итак, он одержал побе­ду, когда мама расстегнула все предыдущие пугови­цы и даже начала расстегивать последнюю. Значит, шажок был выбран правильно.
В то время как Джесси делал один самостоятель­ный шаг за другим, миссис Асеведо шла как бы за­дом наперед, требуя, чтобы каждый раз он выпол­нял сам все большую часть задания. Каждый новый урок приносил немного нового, и все больше и боль­ше действий становились для Джесси пройденным этапом. И что еще важнее, Джесси никогда не прихо­дилось видеть, чтобы мама заканчивала то, что он начинал.

Если точно следовать принципу инверсии, то получится, что, стартовав, ребенок всегда приходит к финишу. Большин­ство навыков самообслуживания отвечают требованиям этой стратегии. Умение надевать рубашку, вытирать руки, есть спа­гетти - все умения, которые мы представляем себе в виде од­ной непрерывной операции, перечислить невозможно. Дей­ствительно, каждое из этих умений - есть цепь выполняемых в определенном порядке действий (шагов), обучать которым лучше всего с конца.


Источник: Брюс Л. Бейкер, профессор факультета психологии  Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам.

Обезьянки


Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
1 Одной ручкой хлоп-хлоп,
2 Другой ручкой  хлоп-хлоп,
3 Ручки вверх-вверх-вверх –
Кто поднимет выше всех?

1 хлопаем ладошкой по столу 2 раза;
2 хлопаем ладошкой по столу 2 раза;
3 поднимаем руки вверх;

суббота, 6 апреля 2019 г.

Обучение бытовым навыкам


Когда лучше всего заниматься?              
Навыки самообслуживания, к счастью, часто сами диктуют, когда ими заниматься. Постель застилают утром, руки моют перед едой, а ванну принимают... Ну, если бы дети сами реша­ли, что им делать, - то как можно реже. В общем, вы понимае­те, что мы хотим сказать. Пока вы не выделите специального времени для формальных уроков, то есть для отработки навы­ка, вы будете заниматься в соответствии с распорядком дня.

Где заниматься?                        
На этот вопрос также помогут ответить сами навыки. Зубы чи­стят в одном определенном месте, накрывают на стол в дру­гом, но тоже определенном, пользуются туалетом - в третьем. Что же касается умения одеваться и раздеваться, то для выбо­ра наиболее спокойного места, вам стоит сначала оценить влия­ние отвлекающих факторов в спальне, в ванной и других ком­натах.

Как уменьшить количество отвлекающих факторов?
Путь вам укажут ваши собственные ошибки. Когда вы начне­те урок, постарайтесь проследить взглядом, что отвлекает ва­шего ребенка от его задачи. Как правило, чем меньше вокруг вас шума, людей и интересных предметов, тем лучше, и внима­ние ребенка будет сосредоточено на том, что вы делаете. Рабо­тая над умением принимать ванну, вы, может быть, будете вы­нуждены убрать резинового утенка.

Какие материалы потребуются для занятий?
Самое важное при подготовке сцены к работе над навыками самообслуживания - выбрать материалы, с которыми ребен­ку будет легко работать. Если это одежда, то чаще всего прихо­дится пользоваться вещами, которые ему немного велики. Если еда, то порции нужно давать поменьше.
Наблюдайте за ребенком, стараясь уловить, что именно ему дается трудно. Подумайте, что можно сделать с материалами, чтобы облегчить ему задачу. Вот несколько примеров:
·         Для того чтобы полотенце не падало с перекладины, когда ребенок вытирает руки, скрепите его противоположные части между собой английской булавкой.
·         Отрабатывая умение надевать носки, практикуйтесь с ма­миными или папиными спортивными носками.
·         Учите ребенка расстегивать пуговицы пальто, а не рубаш­ки, поскольку они крупнее, и с ними легче справиться.
·         Для того чтобы отличать кран с холодной водой от крана с горячей, пусть они будут синим и красным, соответствен­но.
·         Чтобы ребенку легче было держать мыло, разрежьте один кусок пополам.
В описании программ обучения навыкам самообслужива­ния в приложении В вы найдете еще некоторые идеи на этот счет. Впрочем, стоит также поговорить с другими родителями тоже - у всех бывают в запасе маленькие хитрости, которыми можно поделиться и облегчить детям учебу.

А теперь поразмышляйте о том навыке самообслуживания, который вы выбрали для работы.

Когда вы будете заниматься?
_______________________________________________________________________________

Где вы будете заниматься?
_______________________________________________________________________________

Как вы уменьшите влияние отвлекающих факторов?
_______________________________________________________________________________

Какими материалами вы будете пользоваться (можно ли их сделать более удобными)?
_______________________________________________________________________________


Источник: Брюс Л. Бейкер, профессор факультета психологии  Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам.

Катится колючий ежик


1 Катится колючий ежик – нет ни головы ни ножек!
2 По ладошке бежит  и пыхтит, пыхтит, пыхтит!
3 Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит!
4 Бегает туда-сюда, мне щекотно – да-да-да!
Уходи, колючий еж, в темный лес, где ты живешь!

1 катаем массажный шарик между ладошками;
2 катаем массажный шарик по ладошке;
3 катаем массажный шарик по пальчикам;
4 катаем шарик по столу и ловим ручками;

воскресенье, 31 марта 2019 г.

Использование поощрений


Ранее мы говорили о поощрении, и сейчас вам, может быть, захочется пролистать ее вновь и вспомнить наши (и свои) замет­ки по этому поводу. Мы отметили там, что ваше внимание, в чем бы оно ни проявлялось - в улыбке, в объятии, в похвале, - для ребенка является самой большой наградой. Однако освое­ние навыков самообслуживания (впрочем, как и обучение им) обычно трудно назвать сплошным удовольствием, и одного внимания может оказаться недостаточно, чтобы побудить ребен­ка хорошо выполнить задание. Вам наверняка придется приготовиться к использованию поощрений другого рода - угощений, любимых занятий.                            
Остановитесь и подумайте, как вы могли бы вознаградить своего ребенка. Среди поощрений могут быть: внимание, кон­кретные виды угощений и занятий. Запишите в специально отведенном месте несколько видов поощрений, которые вы намерены испробовать. Не забудьте, что выбирать нужно та­кие поощрения, которыми вы реально сможете воспользовать­ся во время урока. Например, если ваш ребенок любит леден­цы и вы будете давать ему по штучке за каждую застегнутую пуговицу, то вам придется так долго ждать, пока он перейдет к следующей пуговице, что урок может растянуться до невоз­можных пределов.

Выбор поощрения:
________________________________________________________
_______________________________

Исключения из правил                      
Несмотря на наш совет сводить поощрения на нет, когда на­вык уже освоен, бывает, что некоторыми умениями, которыми ребенок может воспользоваться, он в действительности не пользуется. В таких случаях вам уже не надо отрабатывать со­ответствующее умение, но награда, способная побудить его применить это умение на практике, все же может еще некоторое время требоваться.                                
Здесь, кстати, пролегает граница между навыками самообс­луживания и навыками, необходимыми для того, чтобы содер­жать в порядке дом. Навыки самообслуживания: умение одеваться, правильно вести себя за столом, соблюдать личную ги­гиену, - будучи освоенными, вписываются в повседневную жизнь. Это умения, которыми ребенок (или вы за него) дол­жен воспользоваться, чтобы нормально провести день. И если он овладел ими, то, с большой долей вероятности, он будет про­должать пользоваться ими (возможно, с напоминаниями и обещанием похвалы). Иногда в качестве напоминания может ис­пользоваться карточка со списком всех шагов, составляющих требуемое умение. Ребенок может вовсе не нуждаться в такой карточке, как в стимуле, но если он иногда пропускает какие-то действия при решении определенной повседневной задачи (например, при приготовлении ко сну), карточка послужит ему напоминанием. Если вы собираетесь ввести такую систему на­поминаний, вы можете научить ребенка делать в ней отметки после выполнения каждого шага, а потом приносить карточку (с колонкой, полной отметок) вам, чтобы вы похвалили его и, может быть, вознаградили.
Что же касается умения содержать в порядке дом, то это своего рода «переработка». Большинство детей были бы счас­тливы прожить день, не застилая постель, не собирая разбросанные игрушки, не вынося мусор. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок участвовал в повседневной работе по дому, то вам сле­дует продолжать поощрять его усилия чем-нибудь вроде же­тончиков. Не забывайте - ведь другие дети точно так же что-то получают в подобных случаях.
Возможно, вам захочется, чтобы ребенок за то же вознаг­раждение делал больше. В таком случае несправедливо и не­разумно отказывать ему сразу во всех дополнительных поощ­рениях. В делах, связанных с домашним хозяйством, карточки с отметками, конечно, тоже могут послужить напоминанием о том, что нужно делать.

Источник: Брюс Л. Бейкер, профессор факультета психологии  Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам.

Популярные сообщения