Ранее мы говорили о
поощрении, и сейчас вам, может быть, захочется пролистать ее вновь и вспомнить
наши (и свои) заметки по этому поводу. Мы отметили там, что ваше внимание, в
чем бы оно ни проявлялось - в улыбке, в объятии, в похвале, - для ребенка
является самой большой наградой. Однако освоение навыков самообслуживания (впрочем,
как и обучение им) обычно трудно назвать сплошным удовольствием, и одного
внимания может оказаться недостаточно, чтобы побудить ребенка хорошо выполнить
задание. Вам наверняка придется приготовиться к использованию поощрений другого
рода - угощений, любимых занятий.
Остановитесь и подумайте,
как вы могли бы вознаградить своего ребенка. Среди поощрений могут быть:
внимание, конкретные виды угощений и занятий. Запишите в специально отведенном
месте несколько видов поощрений, которые вы намерены испробовать. Не забудьте,
что выбирать нужно такие поощрения, которыми вы реально сможете воспользоваться
во время урока. Например, если ваш ребенок любит леденцы и вы будете давать
ему по штучке за каждую застегнутую пуговицу, то вам придется так долго ждать,
пока он перейдет к следующей пуговице, что урок может растянуться до невозможных
пределов.
Выбор поощрения:
________________________________________________________
_______________________________
Исключения из правил
Несмотря на наш совет
сводить поощрения на нет, когда навык уже освоен, бывает, что некоторыми
умениями, которыми ребенок может воспользоваться, он в действительности не
пользуется. В таких случаях вам уже не надо отрабатывать соответствующее
умение, но награда, способная побудить его применить это умение на практике,
все же может еще некоторое время требоваться.
Здесь, кстати, пролегает
граница между навыками самообслуживания и навыками, необходимыми для того,
чтобы содержать в порядке дом. Навыки самообслуживания: умение одеваться,
правильно вести себя за столом, соблюдать личную гигиену, - будучи освоенными,
вписываются в повседневную жизнь. Это умения, которыми ребенок (или вы за него)
должен воспользоваться, чтобы нормально провести день. И если он овладел ими,
то, с большой долей вероятности, он будет продолжать пользоваться ими
(возможно, с напоминаниями и обещанием похвалы). Иногда в качестве напоминания
может использоваться карточка со списком всех шагов, составляющих требуемое
умение. Ребенок может вовсе не нуждаться в такой карточке, как в стимуле, но
если он иногда пропускает какие-то действия при решении определенной
повседневной задачи (например, при приготовлении ко сну), карточка послужит ему
напоминанием. Если вы собираетесь ввести такую систему напоминаний, вы можете
научить ребенка делать в ней отметки после выполнения каждого шага, а потом
приносить карточку (с колонкой, полной отметок) вам, чтобы вы похвалили его и,
может быть, вознаградили.
Что же касается умения
содержать в порядке дом, то это своего рода «переработка». Большинство детей
были бы счастливы прожить день, не застилая постель, не собирая разбросанные
игрушки, не вынося мусор. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок участвовал в
повседневной работе по дому, то вам следует продолжать поощрять его усилия
чем-нибудь вроде жетончиков. Не забывайте - ведь другие дети точно так же
что-то получают в подобных случаях.
Возможно, вам захочется,
чтобы ребенок за то же вознаграждение делал больше. В таком случае
несправедливо и неразумно отказывать ему сразу во всех дополнительных поощрениях.
В делах, связанных с домашним хозяйством, карточки с отметками, конечно, тоже
могут послужить напоминанием о том, что нужно делать.
Источник: Брюс Л.
Бейкер, профессор факультета психологии
Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с
особенностями развития бытовым навыкам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий