суббота, 6 апреля 2019 г.

Обучение бытовым навыкам


Когда лучше всего заниматься?              
Навыки самообслуживания, к счастью, часто сами диктуют, когда ими заниматься. Постель застилают утром, руки моют перед едой, а ванну принимают... Ну, если бы дети сами реша­ли, что им делать, - то как можно реже. В общем, вы понимае­те, что мы хотим сказать. Пока вы не выделите специального времени для формальных уроков, то есть для отработки навы­ка, вы будете заниматься в соответствии с распорядком дня.

Где заниматься?                        
На этот вопрос также помогут ответить сами навыки. Зубы чи­стят в одном определенном месте, накрывают на стол в дру­гом, но тоже определенном, пользуются туалетом - в третьем. Что же касается умения одеваться и раздеваться, то для выбо­ра наиболее спокойного места, вам стоит сначала оценить влия­ние отвлекающих факторов в спальне, в ванной и других ком­натах.

Как уменьшить количество отвлекающих факторов?
Путь вам укажут ваши собственные ошибки. Когда вы начне­те урок, постарайтесь проследить взглядом, что отвлекает ва­шего ребенка от его задачи. Как правило, чем меньше вокруг вас шума, людей и интересных предметов, тем лучше, и внима­ние ребенка будет сосредоточено на том, что вы делаете. Рабо­тая над умением принимать ванну, вы, может быть, будете вы­нуждены убрать резинового утенка.

Какие материалы потребуются для занятий?
Самое важное при подготовке сцены к работе над навыками самообслуживания - выбрать материалы, с которыми ребен­ку будет легко работать. Если это одежда, то чаще всего прихо­дится пользоваться вещами, которые ему немного велики. Если еда, то порции нужно давать поменьше.
Наблюдайте за ребенком, стараясь уловить, что именно ему дается трудно. Подумайте, что можно сделать с материалами, чтобы облегчить ему задачу. Вот несколько примеров:
·         Для того чтобы полотенце не падало с перекладины, когда ребенок вытирает руки, скрепите его противоположные части между собой английской булавкой.
·         Отрабатывая умение надевать носки, практикуйтесь с ма­миными или папиными спортивными носками.
·         Учите ребенка расстегивать пуговицы пальто, а не рубаш­ки, поскольку они крупнее, и с ними легче справиться.
·         Для того чтобы отличать кран с холодной водой от крана с горячей, пусть они будут синим и красным, соответствен­но.
·         Чтобы ребенку легче было держать мыло, разрежьте один кусок пополам.
В описании программ обучения навыкам самообслужива­ния в приложении В вы найдете еще некоторые идеи на этот счет. Впрочем, стоит также поговорить с другими родителями тоже - у всех бывают в запасе маленькие хитрости, которыми можно поделиться и облегчить детям учебу.

А теперь поразмышляйте о том навыке самообслуживания, который вы выбрали для работы.

Когда вы будете заниматься?
_______________________________________________________________________________

Где вы будете заниматься?
_______________________________________________________________________________

Как вы уменьшите влияние отвлекающих факторов?
_______________________________________________________________________________

Какими материалами вы будете пользоваться (можно ли их сделать более удобными)?
_______________________________________________________________________________


Источник: Брюс Л. Бейкер, профессор факультета психологии  Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения