Раньше мы уже говорили о
том, как в течение недели вести записи, прежде чем начать проводить в жизнь
программу регулирования поведения, вести записи. Не менее важно продолжать
вести дневник и после того, как началась работа по программе. Эти записи
«после» помогут вам определить,
влияет ли программа на поведение ребенка.
Измерять параметры поведения
«после» нужно с первого дня проведения программы, причем делать нужно то же,
что и при измерении «до» (ежедневно в одно и то же время). Отец Бобби (см.
пример в главе 15) сделал такие записи «до» начала программы:
ДО
|
Неделя
(запишите даты начала и
конца)
|
Дни
|
Среднее за неделю
|
||||||
Пн.
|
Вт.
|
Ср.
|
Чт.
|
Пт.
|
Сб.
|
Вс.
|
|||
Неделя
1
3/21
– 3/27
|
ХХХХХХХХ
8
|
ХХХХХХ
6
|
ХХХХ
4
|
ХХХ
3
|
Нет
дома
|
ХХХХХ
5
|
ХХХХ
4
|
5
|
|
Неделя
2
3/28
– 4/3
|
ХХХХ
4
|
ХХХХХХ
6
|
ХХХХХ
5
|
ХХХХХХХ
7
|
ХХХ
3
|
ХХХХХХХХ
8
|
ХХХХХХХ
7
|
6
|
Записи, сделанные им после
начала проведения программы, выглядели так:
ПОСЛЕ
|
Неделя
3
|
ХХХХХХХХХ
9
|
ХХХХХХ
8
|
ХХХХХХ
6
|
ХХХХ
4
|
ХХХ
3
|
ХХХХ
4
|
ХХХХХХ
8
|
6
|
Неделя
4
|
ХХХХХ
5
|
ХХ
2
|
Х
1
|
ХХ
2
|
ХХХ
3
|
ХХХ
3
|
Нет
дома
|
3
|
|
Неделя
5
|
0
|
ХХ
2
|
ХХ
2
|
0
|
Нет
дома
|
Х
1
|
Х
1
|
1
|
В среднем, показатели
плохого поведения Бобби (ударил, пнул, толкнул кого-либо) были такими:
ДО начала программы:
1. 1-ая неделя: в среднем 5
за день
2. 2-я неделя: в среднем 6
за день
ПОСЛЕ начала программы:
1. 3-я неделя: в среднем 6
за день
2. 4-я неделя: в среднем 3
за день
3. 5-я неделя: в среднем 1
за день
Средние арифметические
значения позволяют сделать результаты сравнительного анализа более наглядными.
Как мы видим, к третьей неделе с начала проведения программы нежелательное
поведение Бобби проявлялось гораздо реже.
Следует иметь в виду, что
после того, как вы начали проводить программу и продолжили ведение дневника,
ребенок может в течение какого-то времени вести себя еще хуже, прежде чем его
поведение начнет улучшаться. На этой ранней критической стадии необходимо
продолжить проведение программы и помнить, что очень скоро вы увидите в
поведении вашего ребенка перемены к лучшему. После того как вы составили программу,
неуклонно проводите ее в течение нескольких недель. Не спешите отказываться от
нее, сначала проверьте ее на практике.
Выводы.
Итак, вы готовы начать
программу, способствующую улучшению поведения ребенка. В этой программе шесть
шагов:
1. Дайте определение
нежелательному поведению ребенка.
2. Измерьте параметры
поведения до.
3. Определите паттерн О—П—Р.
4. Измените свою реакцию.
а) Определите, какая реакция
лучше.
б) Поощряйте альтернативное
поведение.
5. Измените обстановку,
непосредственно предшествующую плохому поведению.
6. Продолжите измерение
параметров поведения после.
И последнее. Управлять
поведением ребенка — самое трудное из того, чему вам предстоит научиться.
Поэтому советуем вам перечитывать эту и предыдущую главы. И обязательно
обсудите и согласуйте вашу стратегию с другими членами семьи, а также, если
нужно, с педагогом вашего ребенка или другие специалистом. Но после того как вы
приняли решение относительно программы, неуклонно проводите ее в жизнь, и...
желаем удачи!
Источник: Брюс Л.
Бейкер, профессор факультета психологии
Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с
особенностями развития бытовым навыкам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий