По материалам Ю.А. Разенковой
Мой веселый звонкий мяч…
Мяч – это универсальный тренажер для ребенка. САМАЯ
долгоиграющая игрушка!
Когда малыш играет с мячом, он осваивает основные движения,
что необходимо для его полноценного развития, и получает удовольствие. Мяч
развивает ориентировку в пространстве, ловкость, глазомер, быстроту реакции.
Дух мяча
Ребенок стремится стать повелителем мяча. Он не просто
держит его в руках (а круглые предметы малыш научается держать в 4–5 месяцев), он
манипулирует им: сжимает, катит, бросает, бежит за ним, наклоняется или
присаживается, чтобы его поднять, поддает ногой. Но мяч не так прост, как
видится из его формы.
Чтобы мяч изменил свое состояние, нужно всего-то чуть
толкнуть его. Даже не умеющего еще ходить малыша он призывает к движению –
«догони меня!»
Стоит посадить ребенка напротив и показать (эмоционально),
как это здорово, когда веселый мяч взвивается к потолку или послушно
отскакивает от пола, чтобы добиться неподдельного интереса и внимания…
Пройдет непродолжительное время, и такие
продемонстрированные умения станут доступны ребенку для самостоятельного
исполнения. Подражание родителям – СИЛЬНЕЙШИЙ стимул детского развития.
Мяч – это всегда общение. Еще толком не говорящий малыш,
протягивая мячик, предлагает маме или папе поиграть: «На!» Упал мячик – «Бух!»,
стукнулся обо что-то – «Бах!»
Ребенок пытается повторять за мамой: «Кати!», «Дай!», «Опа!»
Мяч «растет» вместе с малышом. C возрастом игры ребенка
становятся сложнее, он оттачивает свои навыки, испытывает и совершенствует свою
ловкость и изобретательность. И мяч не пасует, не стареет, не отстает. Он
всегда рядом – совершенный, энергичный, прыгучий.
Смотреть – это не просто смотреть – это уже Играть!
Игра в раннем возрасте, когда собственные движения спонтанны
и непредсказуемы, может приобретать неожиданную форму простого наблюдения.
Восторг малыша и заливистый смех вызывает элементарное
подкидывание мамой мяча вверх, броски с отскоком от стены или жонглирование
головой (думаем, папам не составит труда продемонстрировать такое умение).
Стоит посадить ребенка напротив и показать (эмоционально), как это здорово,
когда веселый мяч взвивается к потолку или послушно отскакивает от пола, чтобы
добиться неподдельного интереса и внимания…
Пройдет непродолжительное время, и такие
продемонстрированные умения станут доступны ребенку для самостоятельного
исполнения. Подражание родителям – СИЛЬНЕЙШИЙ стимул детского развития.
Следующим этапом активного знакомства могут служить те же
самые действия, но выполненные вместе с малышом: на коленях, на руках, на шее
(только не уроните «акробата»). Очень рекомендуем подключать к игре других
родственников – пап (если играет мама), бабушек, дедушек, сестричек и братьев.
Мяч ведь игра коллективная. Пусть отбивают пущенный нами мяч, ловят его, кидают
нам обратно и т. д. Совместные занятия – второй СИЛЬНЕЙШИЙ стимул детского
развития.
Наивно, но правильно
Когда малыш играет с мячом, у него работают все группы мышц.
Ребенок осваивает основные движения, что необходимо для его полноценного
развития, и получает удовольствие.
Мяч развивает ориентировку в пространстве, ловкость,
глазомер, быстроту реакции. Наивно думать, что эти умения совершенствуются сами
собой… Наивно, но – ПРАВИЛЬНО! Действительно сами собой. При условии, что дитя
все-таки ИГРАЕТ. В этом-то и есть основная проблема приобретения игрушек
(включая мяч): как сделать так, чтобы ребенок в них играл, а не забросил под
кровать через минуту после первого знакомства? К сожалению, именно так все
обычно и происходит.
Самое сложное умение
Самое сложное из рано тренируемых умений – поймать брошенный
мяч. Вряд ли у вас получится это до двух лет. Слишком сложная координационная
работа всего организма, часто завязанная на «память тела», на приобретенные
навыки.
Практичный совет – используйте для тренировки воздушный
шарик. C ним проще отработать этот прием, учитывая его неторопливость.
Про цель
Любое упражнение можно назвать игрой. Но мы-то с вами знаем,
что нет чемпионата мира по подбрасыванию мяча вверх или катанию его друг другу.
Зато есть «Картошка», «Собачки», теннис, пинг-понг, баскетбол, гандбол,
волейбол и его величество ФУТБОЛ!
Вот это игры!!! Чем же они так привлекательны? Ответим без
мудрствований: ЦЕЛЬ, ПРАВИЛА, СОПЕРНИЧЕСТВО! Просто учитывайте это и с течением
времени все больше и больше приближайте ваши упражнения к реальным играм! Так
оно интереснее и полезней.
Мячи, которые нужно иметь дома:
● большой
гимнастический или надувной мяч;
● один или два
мяча диаметром 15–20 см;
● маленькие
мячи диаметром 4–8 см (от большого и настольного тенниса, резиновые,
мягкие из разных материалов, сшитые вами);
● комки из
бумаги – тоже мячи.
С резиновыми прыгучими мячами, особенно большими, лучше
играть на улице, а с мягкими – дома.
Как учить малыша играть с мячом
Чтобы ребенок научился управляться с мячом ловко, свободно,
нужно показать ему, не раз и не два, основные приемы игры: как его бросать,
просто прокатывать по полу или под препятствиями, забрасывать в корзинку.
Только не забывайте о возрасте ребенка, сочетайте
наглядность показа с понятным объяснением. Малыши еще не понимают обобщенных
понятий, выраженных в словах «прокати мяч», «подбрось мяч вверх». Вместо этого
лучше говорить, показывая движение: «Я сейчас брошу мяч высоко-высоко. Смотри.
Я возьму мячик двумя руками. Я брошу его сильно-сильно, высоко-высоко».
Комментариев нет:
Отправить комментарий