воскресенье, 9 февраля 2020 г.

Коррекция деструктивного поведения


Продолжайте измерять параметры поведения
Раньше мы уже говорили о том, как в течение недели вести записи, прежде чем начать проводить в жизнь программу регу­лирования поведения, вести записи. Не менее важно продол­жать вести дневник и после того, как началась работа по программе. Эти записи «после» помогут вам определить, влияет ли программа на поведение ребенка.
Измерять параметры поведения «после» нужно с первого дня проведения программы, причем делать нужно то же, что и при измерении «до» (ежедневно в одно и то же время). Отец Бобби (см. пример в главе 15) сделал такие записи «до» начала програм­мы:

ДО
Неделя
(запишите даты начала и конца)
Дни

Среднее за неделю
Пн.
Вт.
Ср.
Чт.
Пт.
Сб.
Вс.
Неделя 1

3/21 – 3/27
ХХХХХХХХ
8
ХХХХХХ
6
ХХХХ

4
ХХХ

3
Нет дома
ХХХХХ
5
ХХХХ

4

5
Неделя 2

3/28 – 4/3
ХХХХ

4
ХХХХХХ
6
ХХХХХ
5
ХХХХХХХ
7
ХХХ

3
ХХХХХХХХ
8
ХХХХХХХ
7

6



Записи, сделанные им после начала проведения программы, выглядели так:

ПОСЛЕ
Неделя 3


ХХХХХХХХХ
9
ХХХХХХ

8
ХХХХХХ

    6
ХХХХ


4
ХХХ


3
ХХХХ


4
ХХХХХХ

8

6
Неделя 4

ХХХХХ
5
ХХ

2
Х

1
ХХ

2
ХХХ

3
ХХХ

3
Нет дома

3
Неделя 5

0
ХХ
2
ХХ
2

0
Нет дома
Х
1
Х
1
1


В среднем, показатели плохого поведения Бобби (ударил, пнул, толкнул кого-либо) были такими:
ДО начала программы:
1. 1-ая неделя: в среднем 5 за день
2. 2-я неделя: в среднем 6 за день

ПОСЛЕ начала программы:
1. 3-я неделя: в среднем 6 за день
2. 4-я неделя: в среднем 3 за день
3. 5-я неделя: в среднем 1 за день

Средние арифметические значения позволяют сделать резуль­таты сравнительного анализа более наглядными. Как мы ви­дим, к третьей неделе с начала проведения программы нежелательное поведение Бобби проявлялось гораздо реже.
Следует иметь в виду, что после того, как вы начали прово­дить программу и продолжили ведение дневника, ребенок мо­жет в течение какого-то времени вести себя еще хуже, прежде чем его поведение начнет улучшаться. На этой ранней крити­ческой стадии необходимо продолжить проведение программы и помнить, что очень скоро вы увидите в поведении вашего ре­бенка перемены к лучшему. После того как вы составили про­грамму, неуклонно проводите ее в течение нескольких недель. Не спешите отказываться от нее, сначала проверьте ее на прак­тике.

Выводы.
Итак, вы готовы начать программу, способствующую улучше­нию поведения ребенка. В этой программе шесть шагов:
1. Дайте определение нежелательному поведению ребенка.
2. Измерьте параметры поведения до.
3. Определите паттерн О—П—Р.
4. Измените свою реакцию.         
а) Определите, какая реакция лучше.          
б) Поощряйте альтернативное поведение.
5. Измените обстановку, непосредственно предшествующую плохому поведению.
6. Продолжите измерение параметров поведения после.
И последнее. Управлять поведением ребенка — самое трудное из того, чему вам предстоит научиться. Поэтому советуем вам перечитывать эту и предыдущую главы. И обязательно обсудите и согласуйте вашу стратегию с другими членами семьи, а также, если нужно, с педагогом вашего ребенка или другие специалистом. Но после того как вы приняли решение относительно программы, неуклонно проводите ее в жизнь, и... желаем удачи!                                              

Источник: Брюс Л. Бейкер, профессор факультета психологии  Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам.

Сенсорные эталоны


С.И. Груничева

Волшебный ящик – сортер


Сортер (или «коробка форм») относится к очень важным дидактическим игрушкам, поскольку помогает малышу усвоить геометрические формы. Освоить его не просто. Требуется достаточная подготовительная работа.

Почему обязательно нужны знания о геометрических формах


Каждый новорожденный ничего не знает о мире, в который пришел. Для него неизвестно все то, что для взрослого очевидно. Эти эталонные знания мы получили в раннем детстве. И на их основе научились сравнивать, обобщать и анализировать. И действительно, форма – одна из главных характеристик любого объекта. Она дает первичную и наиболее важную информацию о том, что мы видим.
Правильное восприятие формы необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.

Что значит усвоить эталоны?


Усвоить сенсорный эталон вовсе не означает научиться правильно называть то или иное свойство. Ребенок должен приобрести четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в различных ситуациях. Это длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками раннего возраста. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств видимых объектов.

Транспорт

Котятки.


1 Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
2 Мыли ушки,
3 Мыли брюшки,
Вот так, вот так!
4 А потом они устали,
Сладко-сладко засыпали:
Вот так, вот так!

1 имитируем движения;
2 трем ушки;
3 гладим животик;
4 кладем ладошки под голову, закрываем глазки;


воскресенье, 2 февраля 2020 г.

Измените обстановку


           Измените обстановку       
Итак, мы теперь знаем, как изменять свою реакцию на плохое поведение. То есть, по сути, мы рассмотрели только часть П-Р в паттерне О — П — Р. Но плохое поведение можно также изменить, если обратить пристальное внимание на то, что предшествует ему, то есть на часть         О — П.                    
Обстановкой мы называем ситуацию, непосредственно предшествующую проявлению нежелательного поведения. Некоторые ситуации способствуют механизму поведения ребенка. Например, ребенок скорее заплачет, если он устал. Он скорее станет «путаться под ногами», если его не замечают; он за­визжит, если не может справиться с заданием; захочет подрать­ся с сестрой за игрушку, если в комнате она одна. Существуй множество ситуаций, которые буквально подталкивают ребен­ка к плохому поведению.
В данном разделе мы рассмотрим ряд способов такой орга­низации среды, окружающей ребенка, которая способствовала бы хорошему поведению.
Обучайте ребенка новым навыкам.   В дополнение к по­ощрению конкретного альтернативного поведения, несовмес­тимого с плохим, вы одновременно можете и должны учить ре­бенка разным новым навыкам. В конечном счете, когда его день заполнен освоением навыков, для плохого поведения остается меньше времени. К примеру, родители Гэри, продолжая игнорировать его «вскакивания с места», могут одновременно учить его навыкам поведения за обеденным столом: как пользовать­ся ножом, как налить воды в стакан, как помочь убрать со стола,
Для примера вознаграждайте других своих детей.     Покажите ребенку, каких конкретных действий вы от него ожидаете (и пусть он увидит, что они поощряются!), вознаграж­дая других детей, когда те поступают таким образом. Этой стра­тегии должны следовать все члены семьи. Предположим, вы заранее условились с другими детьми в вашей семье, что они продемонстрируют определенные действия, а вы вознаградите их в наглядной форме. Но это можно делать и не договариваясь заранее.
Например, если Марк отка­зывается помыть руки, скажите: «Иди сюда, папа, посмотри, как   хорошо Джимми вымыл руки». Такая стратегия «вознаграждения другого» полезна, когда нужно не заметить плохое поведение ребенка и поощрить аль­тернативное поведение. Просто проигнорируйте его плохое по­ведение и похвалите хорошее поведение другого ребенка!
Оборудуйте сцену так, чтобы плохое поведение реже могло проявиться во время обучения новым навыкам.
Хотя вы стараетесь научить своего ребенка новым навыкам и он способен воспринять то, что вы ему показываете, все же во время занятий будут возникать проблемы поведения. Частое игнорирование плохого поведения или «тайм-ауты» не будут действовать в этих ситуациях, поскольку ребенок не ищет ва­шего внимания, а напротив, старается избежать неприятного задания. Вы сможете помочь ему вести себя правильно, если разъясните, что вы дали ему посильное задание, и если будете чувствовать, когда задание следует упростить (например, если заметите блуждающий взор, ерзанье на месте, хныканье и т.п.).
В предыдущих главах, посвященных формированию навы­ков, подчеркивалось, что вы должны создать условия, способ­ствующие эффективному обучению, то есть условия, помога­ющие ребенку легко справиться с заданием. Мы уже говорили о необходимости учета уровня развития навыков ребенка при выборе задания и о постепенном, пошаговом повышении сте­пени его трудности. Мы также указали на то, как важно выбрать материалы, удобные в обращении, ясно объяснить ребенку за­дание, убрать отвлекающие предметы и т.п. Все это и есть при­меры оборудования сцены.
Оборудуйте сцену так, чтобы в течение дня возникали меньше проблем, связанных с поведением.    В течение дня возникает множество моментов, когда едва заметное измене­ние ситуации помогает предотвратить плохое поведение - нужно лишь дать ребенку интересное задание, убрать предме­ты, которые легко ломаются, дать еще одну игрушку, чуть-что помочь...                                        
На минутку представьте себе свой обычный день. Конечно вы уже сделали необходимые приготовления, чтобы помочь ребенку провести день спокойнее. Возможно, пораньше накорми­ли его, чтобы он не захотел есть во время занятий. Или, напри­мер, укрепили полочку с зубной щеткой пониже, чтобы он смог дотянуться до нее, нарезали для него мясо кусочками еще до того, как все сели за стол. Есть множество способов заблаговре­менно подготовить обстановку, чтобы уменьшить вероятность проявления нежелательного поведения.
Бывают ситуации, в которых вы можете предвидеть, что ваш ребенок расстроится сам или расстроит вас! Вы точно можете предсказать, чего он испугается — посещения врача, дантиста или даже парикмахера. Вы можете заранее сказать, в каких си­туациях он будет стесняться. Например, когда вы идете к кому-то на день рождения. Вы знаете, когда он будет вести себя требо­вательно (например, в магазине игрушек), шумно (в церкви), чрезмерно возбужденно (в ресторане).               
Для таких ситуаций применяйте систему раннего предупреждения. Прикиньте, как, скорее всего, будет себя чувствовать или вести ваш ребенок, и заблаговременно побеседуйте с ним о том, как ему следует вести себя. Если он боится, и объясните ему каждый шаг того, что будет происходить, и не обманывайте его. Это означает, что если боль неизбежна, то не следует говорить ребенку, что ему не будет больно. Подготовьте слова ободрения («Все дети ходят к доктору. Все будет хорошо. Мама рядом.») Заранее придумайте для него какое-нибудь интересное занятие, которым вы могли бы вместе заняться после мероприятия, которого он так боялся.
Если существует вероятность того, что ребенок будет смущаться при общении с другими людьми, заблаговременно побеседуйте с ним о том, кто будет, что будут делать, напомнив ему, как было весело на таких же вечеринках раньше. Придите на вечеринку пораньше и помогите ребенку познакомиться и начать играть с другими детьми.
Если вы предвидите, что ребенок не будет слушаться вас, например, когда нужно будет идти домой из гостей, обязатель­но заблаговременно побеседуйте с ним о том, что его ждет и какое поведение вы ожидаете от него. «Мы пойдем в продук­товый магазин. Мы купим только то, что есть в этом списке. Ты можешь помочь мне сложить все в корзинку. Пожалуйста, не проси купить чего-нибудь еще, мы купим только то, что в списке. Ты меня понял?»
Что вы скажете вашему ребенку, будет зависеть от того, что он способен понять и от вашей способности общаться с ним. Но в любом случае, заблаговременно высказанное предосте­режение поможет предотвратить возможную неприятность.

Предостережение
Удостоверьтесь, что вы не изменили обстановку на­столько, что это пагубно отразилось на других аспек­тах жизни вашей семьи. К примеру, вы готовите только ту еду, которая нравится ребенку, и это удер­живает его за столом. Но как быть с другими члена­ми семьи? Прежде чем менять обстановку, обязатель­но посоветуйтесь и с ними. Если эти изменения повлекут неудобства для других членов семьи, их следует ввести лишь на короткое время, а затем вер­нуть все в прежнее состояние.
Всегда помните, что вы меняете окружающую сре­ду, чтобы научить ребенка чему-то новому. Для этого совсем не обязательно переворачивать свой мир вверх  тормашками.


Источник: Брюс Л. Бейкер, профессор факультета психологии  Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам.

суббота, 1 февраля 2020 г.

Мяч


По материалам Ю.А. Разенковой

Мой веселый звонкий мяч…


Мяч – это универсальный тренажер для ребенка. САМАЯ долгоиграющая игрушка!
Когда малыш играет с мячом, он осваивает основные движения, что необходимо для его полноценного развития, и получает удовольствие. Мяч развивает ориентировку в пространстве, ловкость, глазомер, быстроту реакции.

Дух мяча
Ребенок стремится стать повелителем мяча. Он не просто держит его в руках (а круглые предметы малыш научается держать в 4–5 месяцев), он манипулирует им: сжимает, катит, бросает, бежит за ним, наклоняется или присаживается, чтобы его поднять, поддает ногой. Но мяч не так прост, как видится из его формы.
Чтобы мяч изменил свое состояние, нужно всего-то чуть толкнуть его. Даже не умеющего еще ходить малыша он призывает к движению – «догони меня!»
Стоит посадить ребенка напротив и показать (эмоционально), как это здорово, когда веселый мяч взвивается к потолку или послушно отскакивает от пола, чтобы добиться неподдельного интереса и внимания…
Пройдет непродолжительное время, и такие продемонстрированные умения станут доступны ребенку для самостоятельного исполнения. Подражание родителям – СИЛЬНЕЙШИЙ стимул детского развития.
Мяч – это всегда общение. Еще толком не говорящий малыш, протягивая мячик, предлагает маме или папе поиграть: «На!» Упал мячик – «Бух!», стукнулся обо что-то – «Бах!»
Ребенок пытается повторять за мамой: «Кати!», «Дай!», «Опа!»
Мяч «растет» вместе с малышом. C возрастом игры ребенка становятся сложнее, он оттачивает свои навыки, испытывает и совершенствует свою ловкость и изобретательность. И мяч не пасует, не стареет, не отстает. Он всегда рядом – совершенный, энергичный, прыгучий.

Смотреть – это не просто смотреть – это уже Играть!


Игра в раннем возрасте, когда собственные движения спонтанны и непредсказуемы, может приобретать неожиданную форму простого наблюдения.
Восторг малыша и заливистый смех вызывает элементарное подкидывание мамой мяча вверх, броски с отскоком от стены или жонглирование головой (думаем, папам не составит труда продемонстрировать такое умение). Стоит посадить ребенка напротив и показать (эмоционально), как это здорово, когда веселый мяч взвивается к потолку или послушно отскакивает от пола, чтобы добиться неподдельного интереса и внимания…
Пройдет непродолжительное время, и такие продемонстрированные умения станут доступны ребенку для самостоятельного исполнения. Подражание родителям – СИЛЬНЕЙШИЙ стимул детского развития.
Следующим этапом активного знакомства могут служить те же самые действия, но выполненные вместе с малышом: на коленях, на руках, на шее (только не уроните «акробата»). Очень рекомендуем подключать к игре других родственников – пап (если играет мама), бабушек, дедушек, сестричек и братьев. Мяч ведь игра коллективная. Пусть отбивают пущенный нами мяч, ловят его, кидают нам обратно и т. д. Совместные занятия – второй СИЛЬНЕЙШИЙ стимул детского развития.

Наивно, но правильно


Когда малыш играет с мячом, у него работают все группы мышц. Ребенок осваивает основные движения, что необходимо для его полноценного развития, и получает удовольствие.
Мяч развивает ориентировку в пространстве, ловкость, глазомер, быстроту реакции. Наивно думать, что эти умения совершенствуются сами собой… Наивно, но – ПРАВИЛЬНО! Действительно сами собой. При условии, что дитя все-таки ИГРАЕТ. В этом-то и есть основная проблема приобретения игрушек (включая мяч): как сделать так, чтобы ребенок в них играл, а не забросил под кровать через минуту после первого знакомства? К сожалению, именно так все обычно и происходит.

Самое сложное умение


Самое сложное из рано тренируемых умений – поймать брошенный мяч. Вряд ли у вас получится это до двух лет. Слишком сложная координационная работа всего организма, часто завязанная на «память тела», на приобретенные навыки.
Практичный совет – используйте для тренировки воздушный шарик. C ним проще отработать этот прием, учитывая его неторопливость.

Про цель


Любое упражнение можно назвать игрой. Но мы-то с вами знаем, что нет чемпионата мира по подбрасыванию мяча вверх или катанию его друг другу. Зато есть «Картошка», «Собачки», теннис, пинг-понг, баскетбол, гандбол, волейбол и его величество ФУТБОЛ!
Вот это игры!!! Чем же они так привлекательны? Ответим без мудрствований: ЦЕЛЬ, ПРАВИЛА, СОПЕРНИЧЕСТВО! Просто учитывайте это и с течением времени все больше и больше приближайте ваши упражнения к реальным играм! Так оно интереснее и полезней.
Мячи, которые нужно иметь дома:
  большой гимнастический или надувной мяч;
  один или два мяча диаметром 15–20 см;
  маленькие мячи диаметром 4–8 см (от большого и настольного тенниса, резиновые, мягкие из разных материалов, сшитые вами);
  комки из бумаги – тоже мячи.
С резиновыми прыгучими мячами, особенно большими, лучше играть на улице, а с мягкими – дома.

Как учить малыша играть с мячом


Чтобы ребенок научился управляться с мячом ловко, свободно, нужно показать ему, не раз и не два, основные приемы игры: как его бросать, просто прокатывать по полу или под препятствиями, забрасывать в корзинку.
Только не забывайте о возрасте ребенка, сочетайте наглядность показа с понятным объяснением. Малыши еще не понимают обобщенных понятий, выраженных в словах «прокати мяч», «подбрось мяч вверх». Вместо этого лучше говорить, показывая движение: «Я сейчас брошу мяч высоко-высоко. Смотри. Я возьму мячик двумя руками. Я брошу его сильно-сильно, высоко-высоко».


Лодочка плывет по речке.


1 Лодочка плывет по речке,
2 По воде плывут колечки!

1 соединяем ладошки «лодочкой»;
2 делаем «колечки» с помощью пальцев: большой – указательный, средний, безымянный, мизинец – по очереди;

Популярные сообщения