В первую очередь ребенок начинает правильно различать отношения предметов и их частей по вертикали («на», «под»). Горизонтальные положения воспринимаются в целом как положение «рядом», «около», и лишь постепенно уточняется, т. е. появляется восприятие таких отношений, как «справа», «слева», «за» (позади), «перед» (впереди). Уточнению восприятия пространственных отношений способствуют действия с объектами, которые ребенок производит по подражанию взрослому. При этом ребенок как бы прослеживает путь передвижения предмета в пространстве, что облегчает анализ пространственных взаимоотношений предметов.
После того как ребенок научится воспринимать и
воспроизводить пространственное положение предметов
по подражанию действиям взрослого,
можно переходить к играм, в которых нужно действовать по образцу, т. е. самостоятельно анализировать образец (ситуацию, конструкцию, изображение) с точки зрения пространственных отношений предметов и их частей.
Сначала нужно предлагать детям такие
ситуации, с которыми они уже встречались
при подражании, затем схожие, а уже потом новые.
При этом важно помнить, чтобы ребенку
было интересно, так как понимание
пространственных взаимоотношений предметов и их частей для него должно стать не менее значимым, чем знание формы, величины, цвета. Ребенок должен приобрести
собственный чувственный опыт,
закрепить и обобщить его в слове. Это достигается тем, что все результаты действий
детей в процессе дидактических игр
уточняются словом сначала взрослого, а потом и самого ребенка. Проверяются эти представления в процессе выполнения речевой инструкции, обозначающей
пространственное
расположение предметов. Однако надо помнить, что речевая инструкция дается только тогда, когда ребенок
научился правильно действовать по
подражанию и образцу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий