О'Конноры начали работать
над поведением Джима. Согласно их программе, Джима на пять минут будут
оставлять одного в его комнате всякий раз, когда он плюет в кого-то. Ему не
нравится, когда его отсылают в комнату.
Однажды Джим и две его
старшие сестры играли в мяч. Джим не смог поймать мяч и плюнул в одну из сестер.
Та немедленно отвела его в его комнату, обращая на него при этом минимум
внимания. Когда прошло пять минут, она вернулась, чтобы забрать Джима, но как
только она открыла дверь, Джим снова плюнул в нее. Если бы сестра разрешила
ему выйти из комнаты и присоединиться к ним, то тем самым она вознаградила бы
(прекращением наказания) последний поступок Джима (плевок в сестру). Этого-то
сестра как раз и не хотела. Она сказала Джиму: «Не плюйся. Ты останешься здесь
еще на пять минут!» Она постаралась уделить ему как можно меньше внимания, но в
то же время сделала так, чтобы братик понял, почему ему придется остаться в
комнате еще на пять минут. Когда сестра пришла за ним через пять минут и Джим
не плюнул в нее, она взяла его с собой, чтобы он смог продолжить игру в мяч с
сестрами. Вскоре после этого миссис О'Коннор постаралась особенной наградой
отметить его хорошее поведение во время игры с сестрами.
Ниже мы приводим ряд
советов, которые помогут вам применять стратегию «тайм-аута» дома. Внимательно
ознакомьтесь с этими советами и обсудите их с членами семьи, которые принимают
участие в воспитании ребенка. Если по прошествии не более чем двух недель вы
обнаружите, что поведение вашего ребенка почти не изменилось в лучшую сторону,
еще раз внимательно проанализируйте свои действия. Все ли члены семьи
одинаково реагируют на поведение ребенка, как вы условились? Не нашел ли
ребенок возможность получать удовольствие во время «перерыва»? Достаточное ли
внимание он получает, когда ведет себя хорошо?
Как проводить стратегию
«тайм-аута»
1. Заранее определите для себя, за какое
поведение вы будете наказывать вашего ребенка. Такая памятка не будет вам
требоваться часто, главным образом в тех случаях, когда ситуация подсказывает вам, что он может повести себя плохо.
Ваше объяснение, почему вы его наказываете, должно быть кратким и ясным. Нужно,
чтобы ребенок понял из него следующее:
а. точную картину своего плохого поведения (в
понятных для него словах);
б. место, отведенное для наказания
(определенный стул, конкретное помещение);
в. сколько времени будет длиться наказание.
Обычно это время определяется из расчета
1 минута на каждый год жизни ребенка. Если у вашего ребенка задержка
умственного развития и ему требуется существенная помощь, то, возможно, время
наказания нужно будет уменьшить, но ни в коем случае не увеличить.
2. Если вы уверены, что ваш
ребенок знает, что именно запрещено делать, нет нужды произносить много слов,
когда он это сделает. Постарайтесь быть краткими. Сейчас не время для
объяснений или пререканий. Нужно решительно сделать то, о чем вы его
предупреждали: «Если ты плюнешь в кого-то, ты пойдешь в свою комнату».
Разъяснения в такой момент послужат ребенку вознаграждением. Поэтому
постарайтесь не замечать его плач: «Прости меня, я больше не буду». Это
предсказуемая реакция на предстоящее наказание. Понятно, что ни один ребенок
не хочет, чтобы его наказывали.
3. «Отправляйся в свою
комнату!» Эти слова редко заставят ребенка послушно отправиться туда; здесь
может потребоваться ваше участие. Твердо, но без злобы, возьмите ребенка за
руку и молча отведите его на место, где он проведет определенное время в
качестве наказания. Не обращайте внимания, если он будет злиться, когда вы
ведете его. Смотрите прямо вперед. Помните о том, что ваш ребенок впервые
столкнулся с этой новой для него стратегией и для него сейчас самое необычное и
самое неприятное — это то, что вы неуклонно следуете ей. Но именно в этом —
гарантия ее эффективности.
4. На первых порах
маловероятно, что ваш ребенок послушно просидит на месте 2—5 минут. Он может
визжать, пинаться, искать что-нибудь, чем можно бросить в вас (конечно, это
произойдет, если вы оставите какие-то предметы на месте, отведенном для
наказания, в пределах досягаемости ребенка. Это будет означать, что вы просто
спровоцировали такое поведение). Все то время, пока он сидит в отведенном для
наказания месте, он может делать, что угодно, но он должен понять, что вы не
прореагируете на его выходки даже взглядом. Прореагировать нужно, только если
он встанет. Мягко усадите его и держите на стуле, пока не закончится время,
установленное для наказания.
5. Держите под рукой
кухонный таймер и включайте его, когда нужно начать отсчет времени наказания.
Ваш ребенок скоро поймет, что его поведение никак не действует на таймер, а вы
всегда будете точно знать, когда истекло время наказания.
6. Когда время наказания
истечет, просто скажите ребенку: «Теперь можешь вернуться». Подумайте, чем можно будет вознаградить его,
когда он вернется в прежнюю обстановку. Он может надуться и даже отказаться
уйти с места, отведенного для наказания. Ничего страшного. Не боритесь с ним.
Это не продлится долго. А когда ребенок вернется, сделайте так, чтобы он
видел, что в его поведении всегда будет вызывать ваше одобрение и привлекать
ваше внимание.
Источник: Брюс Л.
Бейкер, профессор факультета психологии
Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с
особенностями развития бытовым навыкам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий