В начале этой главы мы представили
вам понятие «паттерн О—П—Р». Раз вы сформулировали проблему поведения и начали
проводить предварительные измерения его параметров, то теперь, для того чтобы
начать программу регулирования, вам нужно будет определить паттерн О—П—Р.
Вспомним пример, в котором
рассказывалось о Гэри.
О П Р
Во
время ужина на Гэри не обращают внимания, так как мама и папа заняты беседой
друг с другом
|
|
Гэри
вскакивает
из-за стола
|
|
Гэри привлекает к
себе внимание гоняющихся за ним членов семьи
|
Эта схема показывает,
насколько важно рассматривать поведение Гэри в его контексте. На проявление
нежелательного поведения нельзя смотреть только как на проблему ребенка. В
действительности это обмен между ребенком и окружающей средой. Если взглянуть
на «нежелательное поведение» в таком свете, мы увидим, что для ребенка оно
является эффективным средством получения от окружающей среды того, чего он
хочет. И здесь нужно помнить, что важнейшими элементами этой окружающей среды
являетесь вы и другие члены вашей семьи.
Что узнал Гэри? Он узнал,
что хорошим средством привлечения внимания за ужином является его побег из-за
стола! Более того, каждый раз, когда этот паттерн О—П—Р повторялся,
«нежелательное поведение» закреплялось еще больше. В следующий раз, когда во
время еды он захочет внимания к себе, он вероятнее
всего, прибегнет к способу, который наилучшим образом уже срабатывал раньше, —
выскочит из-за стола. Получается, что проблема поведения Гэри для него вовсе не
проблема. Для него — это решение вопроса о привлечении внимания. Вспомните
правило, которое мы упоминали раньше: скорее всего ребенок повторит те
поступки, которые поощряются.
Источник: Брюс Л.
Бейкер, профессор факультета психологии
Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с
особенностями развития бытовым навыкам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий