Если вы дали своей проблеме
точную формулировку, значит, можно измерить частоту ее появления. Услышав, что
Гэри вскакивает из-за стола вскоре после того, как начинается ужин, мы мало что
узнали. То же самое с поведением Илин, у которой вспышки раздражения бывают
«часто». Но когда мы услышали, что Гэри остается за столом, в среднем, всего 4
минуты, а у Илин бывает две вспышки в день, мы уже можем представить их
проблемы гораздо лучше. Пока мы не начнем оценивать эти события в цифрах, мы не
сможем узнать, меняется ли со временем поведение ребенка.
Если при описании модели
поведения вы будете полагаться только на слова, то никогда не узнаете,
изменилось ли что-нибудь, кроме вашего словаря!
Несмотря на то, что мысль о
ведении записей многих беспокоит, необходимо понять, что это — важная составная
часть работы по корректировке поведения. И, по правде говоря, делать это, как
вы увидите, не труднее, чем считать или определять по часам время.
Способы регистрации нежелательных форм
поведения
Во многих случаях вести
наблюдения означает просто считать, сколько
раз ребенок повел себя нежелательным образом, то есть определять частоту инцидентов. Например:
·
Сегодня Илин кричала и отталкивала от себя учебные пособия два раза.
·
Брендон рвет свою одежду, в среднем, семь раз в день.
·
На большой перемене Бобби бил другого мальчика 11раз.
В других случаях наблюдение
требует хронометрирования: как долго
ребенок ведет себя нежелательным образом. Иными словами, необходимо измерение продолжительности поведенческого акта.
Например:
·
Чтобы утром одеться, Саре требуется 90 минут.
·
Прежде чем отвлечься, Джил занималась головоломкой 45 секунд.
·
После того как Джеки уложили в постель, она продолжала кричать 25
минут.
Когда вы начнете свои
наблюдения, вы будете записывать либо частоту
инцидентов (сколько раз это случилось), либо их продолжительность (как долго это длится). В нашем первом примере
родители Гэри измеряли время — как долго он остается за столом, прежде чем
встать первый раз.
Для того чтобы решить, что в
вашем случае нужно записывать: частоту или продолжительность — задайте себе
такой вопрос: «Какая величина покажет мне, приближаюсь ли я к своей цели?»
Считать, «сколько раз» Сара одевается утром, конечно, бессмысленно. Это не даст
нужной информации, потому что цель в этом случае — уменьшить продолжительность
процесса одевания. Но в случае Илин подсчет, сколько раз в день она кричит и
отпихивает от себя учебные пособия, поможет ответить на интересующий нас
вопрос, потому что здесь цель — уменьшить количество таких инцидентов.
Реплика
В действительности, есть еще
и третий способ измерения параметров поведения, и в некоторых случаях именно
он оказывается лучше всех. Суть его —
в измерении интенсивности. Иногда беспокойство родителей бывает больше связано
не с частотой или продолжительностью инцидентов, а с их интенсивностью.
Например, ребенок может очень громко говорить или петь. Ваша цель здесь —
научить его разговаривать или петь «нормально», и средством измерения эффективности
вашего вмешательства может послужить шкала громкости. Вы нанесете на нее
деления, скажем: 4 = невыносимо громко;
3 = слишком громко; 2 = немного громко; 1 = как раз. Затем вы станете
пользоваться этой шкалой для измерения параметров нежелательного поведения и
проверять, дает ли ваше вмешательство эффект в виде снижения результатов
измерения громкости. Другими примерами поведения, измеряемого с помощью шкалы,
могут быть быстрая речь, быстрые или медленные движения, громкий и истерический
смех, неряшливое письмо. В каждом из этих у случаев шкала интенсивности опишет
проблему наилучшим образом. Не знаете ли вы какие-нибудь другие формы
поведения, единицей измерения которых могла бы стать интенсивность?
Источник: Брюс Л.
Бейкер, профессор факультета психологии
Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с
особенностями развития бытовым навыкам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий