Одна из самых важных задач
для ребенка — научиться обслуживать себя: одеваться и раздеваться, ухаживать
за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться и
умываться. Обычно мы осваиваем эти умения в числе первых, и затем нам уже никто
не напоминает, как это делать. Мы пользуемся ими автоматически каждый день.
Для ребенка преодолеть трудности и научиться, скажем, есть вилкой или
застегивать пуговицы рубашки — достижение, способное резко поднять его
самооценку. Оно знаменует собой большой шаг на пути к независимости.
Подготовка
Ваша роль в обучении ребенка
навыкам самообслуживания больше, чем в обучении другим вещам. Ведь именно дом
- это место, где находится зубная щетка, не говоря уж о туалете, гардеробе,
обеденном столе и ванне. Дом - это место, где по утрам одеваются, где три раза
в день едят и перед каждой едой моют руки. Этот заведенный раз и навсегда
порядок создает естественные и предсказуемые ситуации, позволяющие вам учить,
а вашему ребенку учиться.
Можно проводить свои дни,
умывая и одевая ребенка, но не лучше ли использовать это время для обучения его
тем навыкам, которые позволят ему все то же самое делать самостоятельно? Данная
глава поможет вам сделать это оптимальным образом. После того, как вы
прочитаете ее, вы сумеете:
1. Выбрать для работы один
из навыков самообслуживания, организовать короткие, четко структурированные
ежедневные уроки и начать занятия.
2. Найти
множество возможностей, возникающих естественно в течение дня для менее
формальных, пришедшихся к случаю занятий.
Что от этого выиграете вы?
Чем легче вашему ребенку
будет справляться с трудностями этого мира, тем легче будет ваша жизнь. Ваше
удивительное терпение и невероятные усилия на первых этапах обучения время от
времени будут щедро вознаграждаться, и это будет ваш общий выигрыш.
Юный джентльмен
«А вот и хот дог для юного
джентльмена», - улыбаясь, сказала официантка.
«Юный джентльмен, - подумала
миссис Купер. - Как приятно звучит». Разрезая на мелкие кусочки мясо для
Лейтона, она мысленно возвратилась на несколько месяцев назад. Грязный стол,
попытка неловкими движениями захватить ложкой мясо; и затем решение: «Нужно
научить его есть вилкой. Пусть на это уйдет много времени, но насколько
приятнее будет вместе обедать».
Да, на это ушло время, и
поначалу Лейтону не нравились эти нововведения.
Но он научился пользоваться вилкой и теперь вполне нормально накалывает ею
пищу.
«Как тебе твой хот дог?» -
спрашивает мистер Купер. Он видит, что Лейтону нравится есть в ресторане,
причем есть так, как едят мама и папа. «Похоже, нам теперь придется это делать
чаще, а?»
Ситуации
бывают разные. Ваш ребенок, например, может быть не готов еще к освоению умения
пользоваться вилкой во время еды. Но если он овладеет более ранними навыками
самообслуживания - научится есть ложкой и снимать штаны, и в этом случае ваша
жизнь станет чуть-чуть легче. Возможна и другая ситуация - ребенок уже научился
многому, но...
(продолжение следует)
Источник: Брюс Л.
Бейкер, профессор факультета психологии
Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с
особенностями развития бытовым навыкам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий