В этой главе мы поговорим о том, как заложить
фундамент, на котором будут строиться навыки самообслуживания и игры. К самым
важным подготовительным навыкам относятся: умение брать, сидеть, стоять,
выполнять простые инструкции, а также умение координировать движения глаз, с
одной стороны, и движения ног, рук и пальцев, с другой, для выполнения
совместных действий (зрительно-моторная координация). Эти умения относятся к
разряду тех, что появляются в раннем детстве почти автоматически. Пользуясь
ими постоянно, мы обычно не думаем о них как о навыках.
Подготовительные навыки (к
примеру, умение стоять без поддержки, держать чашку и приходить, когда тебя
зовут) - это просто то, с чего начинаются многие более важные в практическом
отношении умения (умение подниматься и спускаться по ступенькам, умение
самостоятельно есть и играть в простые игры). Однажды освоенные, они
становятся гигантским шагом на пути к успешному овладению другими навыками
самообслуживания и игры.
Однако обычно эти вещи
даются детям с особенностями развития нелегко. Поэтому обучать им необходимо
специально и, конечно, прежде, чем приступать к другим видам деятельности. Развиваясь,
ребенок учится постепенно и одни навыки осваивает раньше других. Поэтому, если
он, к примеру, еще не умеет стоять без поддержки, то попытка научить его ходить
окажется неоправданно преждевременной и обреченной на провал. Разумнее сначала
научить его стоять.
Лучше всего, если обучать
ребенка подготовительным навыкам будете вы. Вы самый близкий ему человек. Вы
знаете, что он уже умеет делать и что до сих пор вам приходится делать за него.
Ваш день полон возможностей научить его чему-нибудь еще. Вам потребуются
специальные учебные пособия и материалы. Стулья и лесенки, чашка, стол, даже
пол - вот материалы для освоения подготовительных навыков.
Приятные сюрпризы
Шарон может часами сидеть на
полу, бесцельно раскачиваясь, теребя веревочку или глядя на свои
пальцы, играющие в солнечном луче.
Можно представить себе настроение мамы, не знающей, чем заполнить бесконечные
дни дочки. Прошло много времени, прежде чем оно изменилось. И случилось это
после того, как она научила Шарон сидеть за столом и играть в очень простую
игру (класть в коробку маленькие предметы). Этот маленький успех придал ей
уверенность в своих силах: она поняла, что сможет учить Шарон.
Конечно, то, что вам
приходится делать за ребенка столько повседневных дел, а он большую часть дня
ничем не занят, плохо и для вас, и для него. Многие родители рассказывали нам,
насколько изменилось их состояние, когда они начинали систематически, каждый
день понемногу заниматься со своими детьми. И порой для них становилось
приятным сюрпризом открытие, что их дети делают то, на что родители никогда не
смели надеяться.
Источник: Брюс Л.
Бейкер, профессор факультета психологии
Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с
особенностями развития бытовым навыкам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий