Самое любимое и ожидаемое время в режиме дня любого малыша – прогулка. Выходя на улицу, дети погружаются в удивительный мир громких звуков, больших ярких объектов. Им хочется бегать по лужам, брать руками листья, шишки, палки, дотронуться до большой машины, погладить мохнатую собаку… Это означает, что у родителя появляются огромные возможности, чтобы создать условия для речевого развития сына или дочери. Правда, при этом возникает и дополнительная сложность: ребенку, увлеченному яркими объектами, сложно реагировать на речевые инструкции взрослого, распределять внимание между тем, что он видит, и тем, что говорит взрослый. Нередко родители сталкиваются с тем, что ребенок не слышит их и действует по своему собственному плану: убегает, не соглашается идти выбранной дорогой, не реагирует на просьбу возвращаться домой. Из-за всего этого прогулка становится малоприятной и для взрослого, и для ребенка. Вот некоторые приемы, которые помогут организовать прогулку так, чтобы она была в удовольствие и положительно повлияла на речевые возможности ребенка:
Давайте ребенку четкие и конкретные словесные поручения как
при сборе на прогулку, так и во время нее. Это может быть зрительный ориентир,
который подскажет ребенку дальнейшие события. Используйте предметы для
ориентира в речевых инструкциях. Если вы хотите пойти с малышом к песочнице, а
она находится вне зоны видимости, дайте ему в руки игрушки – совок и ведерко,
произнеся: «Башню строить будем, идем». Ориентировка на башню поможет ребенку
вспомнить место прошлой игры, в то время как фраза «пойдем на площадку за тем
домом» для него малоинформативна. Еще одна ситуация, в которой часто
оказываются родители в конце прогулки: ребенок не хочет уходить домой по
просьбе взрослого. В этом случае тоже можно дать ориентир на предмет. Дайте
ребенку ключи от квартиры, подъезда и попросите, указывая на дверь: «Вот ключи.
ИДИ, открывай!» Вот увидите: реакция малыша будет незамедлительной, поскольку
такая инструкция проста для понимания. Для того чтобы ребенок активнее
использовал речь, старайтесь гулять привычными маршрутами. А если возникла
новая ситуация и необходимо перемещаться другой дорогой, используйте больше
наглядных ориентиров: «Там скамейка, посидим чуть-чуть, отдохнем». Ребенок
чувствует себя свободно, когда знает о том, что будет происходить. В спокойной
ситуации ему легче ориентироваться на речь взрослого, да и сам он будет охотней
проговаривать уже известные слова. Старайтесь комментировать свое передвижение
по улице простыми фразами. Например: «Там машина. Стой», «Тут песок, будем
строить», «Вон собака, ав-ав». Так вы покажете ребенку свою заинтересованность
в речевом общении, дадите простые речевые образцы для подражания и поможете
лучше понять окружающий мир.
Источник : https://downsideup.org/elektronnaya-biblioteka/razvitie-rechi-v-povsednevnom-obshchenii/
Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» оказывает бесплатную
психолого-педагогическую помощь семьям с детьми с синдромом Дауна. Больше
информации - на сайте https://downsideup.org
Комментариев нет:
Отправить комментарий