С.И. Груничева. Раз – колечко, два – колечко.
Пирамидка – настоящая дидактическая игрушка. Она одна из
немногих, которые сочетают огромное количество развивающих функций. Решая
задачи интеллектуального плана, пирамидка способствует развитию речи, логики,
восприятия цвета и формы.
Не забудем и про обогащение сенсорного опыта и формирование
моторной умелости (укрепляем мышцы рук и пальцев). И все же основное ее
предназначение – помощь малышу в усвоении величин (большой, маленький,
побольше, поменьше).
Дидактическая игрушка требует особенного подхода. Чтобы
малыш смог осознанно действовать, а не просто манипулировать, необходимо
вызвать интерес к игрушке и научить играть с ней. Прививая малышу любовь к
занятиям с дидактическими игрушками, взрослый формирует его познавательную
активность.
Как выбирать пирамидку?
Взрослый человек обычно оценивает игрушки, исходя из своих
взрослых представлений о красивом, смешном или страшном. Нам хочется выбрать
самое замечательное, самое полезное и «развивающее» для своего ребенка. Ведь он
лучший!!! И мы выбираем дорогое и необыкновенное, при этом в предназначении
некоторых игрушек без инструкции невозможно разобраться. Это касается и
пирамидок.
Огромное их разнообразие можно сейчас увидеть в магазинах –
и классических, с разноцветными кольцами разной величины, и «современных»,
потерявших из-за обилия декоративных элементов свое непосредственное
предназначение – научить малыша разбираться в величине. Не старайтесь
усложнять! Нужно руководствоваться только интеллектуальными задачами для
определенного возраста. И быть готовыми к тому, что малышу понадобится не одна
пирамидка, а много.
Какие пирамидки нужны детям?
В каждом возрасте пирамидки нужны разные. Игрушка должна
непременно изменяться, усложняться, опережать опыт ребенка, ставить перед ним
каждый раз новую задачу, опираясь на уже приобретенный навык, знания и умения.
Для маленьких детей до года потребуются совсем простые
пирамидки, содержащие от 2 до 4 колечек, желательно окрашенных в один тон и
одного диаметра. Стержень у такой пирамидки должен быть толстым и коротким, так
как на такой стержень легче надевать колечки. А дырочки колечек должны
значительно превосходить диаметр стержня, что тоже облегчает нанизывание
колечек.
Пластмасса, ткань, резина, дерево – вот материал для первых
пирамидок. Такие колечки малыш может и погрызть, и поиграть с ними. Также
подойдет и тряпичная пирамидка на липучке – как предвестник игры с игрушками
такого типа.
Пирамидки следует предлагать для самостоятельной игры только
после того, как дети научатся правильно обращаться с этими предметами в
процессе занятий со взрослым, иначе малыши привыкнут использовать их не по
назначению.
Когда малышу понадобится пирамидка?
Нет определенного возраста для начала игры с пирамидкой.
Внимательные родители сами понимают это. Обычно рекомендуют давать малышу
игрушку, когда он начинает самостоятельно сидеть, ведь для игры ему понадобятся
две руки и умение действовать ими одновременно. И не забудьте о том, что до
этого необходимо научить ребенка просто снимать и надевать что-либо, а также
понимать слова «сними» и «надень». Наши развивающие игры с пирамидкой помогут
вам в этом.
Как научить малыша играть?
При обучении детей играм (с пирамидкой, и не только)
различают несколько этапов.
1. Вначале взрослый показывает малышу игру. Он снимает
по одному колечки со своей пирамидки, стимулируя малыша сделать так же со своей
пирамидкой, а затем надевает их обратно. Малыш действует по подражанию, и это
является основой будущего обучения ребенка.
Если дитя не справляется, помогите ему (см. пункт 2). Если
же малыш понял, освоил эту игру, усложняйте задание, переходите к пункту 4.
2. Используем метод пассивных движений. Взрослый берет
руки малыша в свои и проделывает ими разучиваемые действия. Этот этап должен
быть недолог.
3. Затем родители побуждают ребенка выполнить действие
по слову, сочетающемуся с показом действия.
4. И наконец, малыш начинает выполнять действие только
по словесной инструкции. Хорошо бы ввести игровой момент. То есть не отдать
приказ – «надеть кольцо!», а помочь белочке собрать эту «смешную шишку».
В первые месяцы жизни у малыша отсутствуют целенаправленные
действия, они формируются на протяжении первого полугодия. Наша задача – помочь
ему в этом. Игры, в которые вы будете играть с ребенком, подготовят его к тому,
чтобы освоить сложный процесс координации собственных действий.
Какие бывают пирамидки?
Взрослый может разнообразить игру, покупая и другие модели
пирамидки, но только после того, как малыш освоит игру с классической моделью.
Пока малыш играет с пирамидкой, в поле его зрения не должны
попадаться другие игрушки. Мышление ребенка наглядно-действенное. Если он
увидел мячик, то сразу захочет его бросить, увидел машинку – захотел ее
покатать и т. д. Организованная игра детей с одной игрушкой может длиться
не более 3–5 минут. Через 5 минут предложите малышу другую игрушку, чтобы
интерес к игре не пропадал.
Не торопитесь! Соблюдайте постепенность, последовательность,
учитывайте возрастные возможности ребенка. Если вы не познакомили малыша с
пирамидкой до года, не страшно. Поиграйте в наши игры с резиночками, сушками и
только потом предлагайте пирамидку. Описанные игры для малышей – это фундамент
для понимания и лучшего усвоения игры с пирамидкой, а в последующем эта игра
станет самостоятельной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий