суббота, 22 декабря 2018 г.

Вопросы и ответы


Необходимо ли для обеспечения успеха  заниматься по программе каждый день?   
Непрерывность учебного процесса является непременным ус­ловием успеха, главным образом, при обучении навыкам самообслуживания, особенно умению пользоваться туалетом. Ребенок, который учится самостоятельно есть или одеваться, растеряется, если в какие-то дни вы будете терпеливо помогать ему учиться, а в другие - делать все за него из-за спешки. Ко­нечно, возможны исключения, ситуации, когда для всей семьи важнее что-то другое, когда ребенок нездоров или вы сами по каким-то причинам не в состоянии заниматься. Случайные «зигзаги» - еще не ЧП. Но непостоянство вообще может при­вести к тому, что ваши усилия по обучению ребенка навыкам самообслуживания окажутся несоизмеримо больше, чем ре­зультаты.

Не является ли то, что вы называете «поощрением», попросту взяткой?
Нет, потому что взятка подразумевает поощрение неэтичного поведения. Когда мы учим ребенка, мы заинтересованы в том, чтобы поощрять только хорошее поведение. В сущности, мы все работаем за вознаграждения - будь то деньги, похвала, ува­жение окружающих или удовлетворение от хорошо выпол­ненной работы. Мы с удовольствием принимаем такие награды за «хорошее поведение»; они делают наше поведение более предсказуемым и приятным. Но если мы принимаем воз­награждения за неэтичное поведение, то это, конечно, взятка!

Другие мои дети не нуждаются в поощрении лакомствами, почему же поведение дочери должно зависеть от этого?
Это обычная реакция на предложение использовать угощение в качестве поощрения успехов в учебе. Ответ, как мы видели, прост. Предшествующий опыт усвоения знаний у вашей дочки сильно отличается от опыта других ваших детей. Поэтому несправедливо было бы требовать от нее, чтобы она хотела учиться. Несправедливо заставлять ее, несправедливо выносить ей при­говор в полной недееспособности и все делать за нее. Как ребен­ку с опорно-двигательными проблемами для передвижения мо­гут потребоваться костыли (никто ведь не станет спорить с этим), так и вашему ребенку нужны вспомогательные средства продвижения в учебе, тоже своего рода «костыли».

Когда я хочу, чтобы мой сын оделся, угощение действительно может послужить ему стимулом, но всегда ли это необходимо?
Возможно да, но уже не для того, чтобы одеться. Вначале, когда ребенок еще не сориентировался в задании, и чувствует себя неуверенно, дополнительные вознаграждения, такие как ла­комства, очень важны. Когда ваш сын научится лучше справ­ляться с заданием, вполне возможно, ему будет достаточно пох­валы или даже просто чувства удовлетворения. Однако следует приготовиться к тому, что отучать его от угощения как от на­грады за успешное освоение того или иного навыка вам придется медленно и постепенно. И хотя в какой-то момент угощение как стимул, побуждающий ребенка самостоятельно одеваться, уже не понадобится, позже, когда вы приступите к обучению новому навыку, оно может потребоваться вновь.

Что делать, когда кажется, что все идет из рук вон плохо?
На этот вопрос, как и на многие подобные, ответить по сущест­ву невозможно. Почему? Потому что он слишком общий; его формулировка не дает достаточной информации. Что значит, например, «все»? Не забывайте, что если вы хотите добиться успеха с помощью метода модификацией поведения, вы долж­ны тщательнейшим образом фиксировать свои наблюдения и быть предельно конкретными.

Источник: Брюс Л. Бейкер, профессор факультета психологии  Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам.

Глаголы совершенного и несовершенного вида




Жили-были сто ребят


1 Жили-были сто ребят,
2 Все ходили в детский сад.
3 Все садились за обед.
4 Все съедали сто котлет.
5 А потом ложились спать.
6 Начинай считать опять!

1 сжимаем и разжимаем пальчики обеих рук в кулачок под ритм;
2 «ходим» пальчиками по столу;
3 кладем руки на стол, согнутыми в локтях, одну на другую;
4 имитируем еду ложками;
5 кладем ладошки под голову;
6 сжимаем и разжимаем пальчики обеих рук в кулачок;

суббота, 15 декабря 2018 г.

Вопросы и ответы


Процесс обучения редко идет «как по нотам». Дети, все без исключения, просто так уж устроены, что не могут действовать строго по продуманному вами плану. Вас не должно удивлять если начав работать по новой программе, вы обнаружите, что не всегда все идет гладко. Предсказать и описать все проблемы, которые только могут возникнуть, - задача невыполнимая. Тем не менее, наш опыт позволяет выделить определенный круг вопросов, которые родители задают чаще всего.
Для большинства родителей, с которыми мы встречались сначала самым важным был вопрос: готовы ли мы учить ребенка? Возможно, он тревожит и вас. На этот вопрос ответить легче всего - просто начинайте. Применяя на практике уже по­лученные знания, вы скоро почувствуете себя увереннее, ре­бенок начнет делать успехи, и вы будете учить его.

Могу ли я одновременно обучать ребенка более чем одному навыку?
Да, но первым делом нужно выбрать один навык, составить со­ответствующую программу и начать по ней работать. Только после этого можно приступить ко второму. Если другие члены семьи будут вам помогать, то формировать одновременно нескольких навыков будет легче. Поскольку каждый из вас осво­ится с предлагаемым в этой книге подходом, в основе которого лежат бихевиористские принципы, вы сможете в течение дня работать над многими навыками. Но начинать надо постепенно. Заниматься сразу по многим программам с самого начала опасно, поскольку в какой-то момент у вас может возникнуть ощущение, что работы слишком много, и вы вообще все бросите. Начните с одной программы, которая может хорошо вписаться в привычный распорядок дня.

Мой ребенок учится собирать головоломки в детском саду. Не запутаю ли я его, если дома буду учить тому же, пользуясь подходом, который описан в этой книге?
Да, можете запутать, если требования, которые предъявляете к нему вы, будут отличаться от требований педагога. Педагог должен быть очень доволен тем, что вы тоже работаете над этим навыком. Поговорите с ним, покажите эту книгу и постарайтесь согласовать ваши требования. Точно также, если вы научили ребенка выполнять определенную часть задания, а педагог, бабушка, сестра или кто-нибудь еще продолжают заниматься с ним тем же, обсуждая с ними вашу программу  объясните, ка­кую часть задания он должен выполнять сам.

Мой ребенок умеет самостоятельно выполнять некоторые действия, необходимые для того, чтобы надеть свитер, но делает это не так, как рекомендует ваша программа. Должна ли я начать все с начала и заниматься с ней по программе?
Наверное, нет. Первым делом, посмотрите, можно ли для него разработать специальную программу, которая состояла бы из отдельных шагов, и начиналась с того, чем он уже овладел. Обычно существует много разных способов формирования на­выков, и программы, описанные в этой книге, нужно рассмат­ривать только как предложения. Однако если ваша дочка на­девает свитер крайне неуклюже, что со следующими этапами ей не удастся легко справиться, и кажется, что со следующими этапами ей не удастся легко справиться, то, возможно, стоит начать с начала. Одним словом, подход должен быть гибким! Наблюдайте за ребенком и держите в голове описанный в данной книге подход, основанный на бихевиорист­ских принципах модификации поведения. Тогда вы сможете адаптировать существующие и создавать новые программы, ко­торые подойдут вашему ребенку.

Источник: Брюс Л. Бейкер, профессор факультета психологии  Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам.

Возвратные глаголы


Котик


Есть у котика на лапках                           
Очень острые царапки!
Мур! Мяу!

сжимать в кулаки и разжимать пальцы одновременно на обеих руках,
потом пальцы рук сжимаем в кулак попеременно

Популярные сообщения