воскресенье, 19 января 2020 г.

Жестовая речь. Базовые жесты

Изменение своего представления о поведении ребенка


«Вам-то легко говорить. Не замечай. Не шлепай. Хотел бы я, чтобы вы оказались на моем месте. Порой я так злюсь на своего ребенка».
Можно понять, что вас иногда посещают подобные мысли. Многие могли бы присоединиться к вам. Самое трудное в уп­равлении поведением ребенка — это научиться справляться со своим гневом.
Все это давно известно. Ваш ребенок что-то делает — швыряет пищу, плачет, когда его укладывают спать, разражается гневом, лжет, — и вы чувствуете сильное раздражение и злость. Вы реагируете, возможно, не так спокойно и обдуманно, как следовало бы. Ранее мы уже рассмотрели эту  проблему. Возможно, потом вы будете переживать, что не сдержались и рассердились на ребенка.
То, что мы вам сейчас скажем, может быть, удивит вас, но выслушайте нас до конца. Когда вы реагируете, то отчасти вы реагируете на то, что делает ваш ребенок, а отчасти на то, что вы говорите себе о его поведении. Часто то, что вы говорите себе, — ваш «диалог с собой» — выходит за рамки разумного и приводит к тому, что вы срываетесь и злитесь. Есть ли в этом смысл? Предположим, что ваш ребенок плачет, когда вы укладываете его спать. Вы сердитесь. Но если бы ему было только полгодика, то вы не сердились бы. Почему? Ведь он пла­кал бы точно так же. Вы не сердились бы потому, что тогда в своем внутреннем диалоге вы произнесли бы совсем другие слова. Вы, наверное, сказали бы себе: «Он совсем маленький. Он еще не понимает. Днем он веселый. Когда подрастет, он не будет плакать».
Но в своем внутреннем диалоге о более старшем ребенке вы, наверное, скажете: «Почему он не ведет себя, как другие дети в его возрасте? Он не дает мне ни минуты спокойно посидеть. С ним так много хлопот. Так и жди, что он что-нибудь да натворит». Про себя вы можете начать ругать ребенка за то, что он плачет. Такие мысли приведут к тому, что вы начнете злиться. От размышлений о плаче вы можете перейти к обоб­щающим пессимистическим умозаключениям относительно других выходок вашего ребенка и вообще о том, что же ждет его в будущем. В конце концов, вы впадете в отчаяние.
То, что вы говорите себе о поведении своего ребенка, может вызвать множество противоречивых чувств, но если изменить содержание внутреннего диалога, то многих из этих чувств мож­но было бы избежать или смягчить их остроту. Беда в том, что большинство людей не осознают до конца суть своих внутрен­них диалогов. «Он плачет, я злюсь. Я все время думаю об этом». Это так, но внутренний диалог обычно длится недолго. Най­дите несколько минут и подумайте об этом, особенно когда ваш ребенок снова будет вести себя плохо. Вполне возможно, что вам удастся распознать, что вы чувствуете и думаете, то есть содержание вашего внутреннего диалога.
Одна мама очень сердилась, когда ее четырехлетний сын не делал того, что ему было велено. Она знала, что сердится боль­ше, чем следовало бы, но не могла понять, почему так происхо­дит. После того как она проанализировала свой внутренний ди­алог, она поняла, что плохое поведение сына вызывало в ней примерно такие мысли: «Он ведет себя совсем как его отец». Дело в том, что отец мальчика неоднократно совершал антиоб­щественные поступки. Несколько лет назад он покинул семью, а затем оказался в тюрьме. Распознав содержание своего внут­реннего диалога, эта женщина смогла направить свои мысли о поведении сына в более конструктивное русло и справиться с приступами гнева. («Почти все дети в этом возрасте не делают того, что им велят. Я постараюсь следовать той программе, о которой говорится в этой книге».).
Подобный процесс ведения более конструктивного внутрен­него диалога иногда называют изменением представления о поведении ребенка. Вы научитесь справляться с плохим пове­дением ребенка, когда научитесь думать по-другому, когда из­мените содержание своих мыслей о его поведении. Учитесь пе­реходить от отрицательных чувств и мыслей к нейтральным или даже положительным. Вместо того чтобы думать: «Он станет преступником», вы лучше скажите себе: «Ему нужно на­учиться контролировать некоторые свои действия». После та­кого успешного изменения своего представления о поведении ребенка вы успокоитесь, а значит, будете готовы к конструк­тивным действиям по решению проблемы поведения вашего ребенка.
Одно из преимуществ программы, разработанной для ре­шения той или иной проблемы поведения, состоит в том, что она предполагает альтернативный внутренний диалог с самим собой. И теперь, столкнувшись с проблемой поведения, вы смо­жете сказать себе: «Это проблема поведения. Мне нужно реа­гировать на нее так-то и так-то (как вы заранее наметили для себя). Еще я должна зафиксировать это в своей таблице». Когда вы следуете намеченной программе и вместо того, чтобы думать негативно о поведении ребенка, думаете позитивно о програм­ме, то тем самым вы приводите в порядок свои чувства.
Подумайте об этом или мысленно скажите это себе. Полез­но также обсудить эту проблему с близкими, с другими роди­телями, с педагогом ребенка или с консультантом.

Источник: Брюс Л. Бейкер, профессор факультета психологии  Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам.

суббота, 18 января 2020 г.

Стол и стул


1 У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как
ладошка.
2 Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье!

1 Одна рука зажата в кулачок.
Сверху на кулак
горизонтально опускается
ладошка (стол);
2 Ладошку одной руки ставим
вертикально вверх.
К ее нижней части приставляется
кулачок, большим пальцем к
себе (стул);

понедельник, 6 января 2020 г.

К вопросу о физических наказаниях.


Шлепки
«Вы совсем не упоминаете физическое наказание как один из способов управления поведением ребенка. Я всегда обнаруживал, что своевременное наказание в виде шлепков оказывается достаточно эффективным. Может, я ошибаюсь?»
Нет, вы не ошибаетесь. Многие родители находят, что если сво­евременно отшлепать ребенка, то можно быстро положить ко­нец раздражающему нас или опасному для самого ребенка по­ведению. Мы не касаемся физического наказания, поскольку хотим, чтобы вы научились систематизированному подходу к управлению поведением ребенка. Систематизированный означает запланированный, а не импульсивный. В данном случае мы имеем в виду прежде всего постоянство, а не «случайность». Это предполагает решения, принимаемые на длительный период, а не на время. Конечно, родителям может показаться, что если время от времени шлепать ребенка по рукам, то это приводит к желаемому результату. Но если вы стремитесь выра­ботать постоянный подход, а не реагировать бездумно на пло­хое поведение ребенка, мы бы предпочли, чтобы вы всегда сле­довали одной из методик, описанных в данной книге. На это есть несколько причин.
Во-первых, когда вы бьете или шлепаете ребенка, вы ясно демонстрируете ему такой стиль поведения, которому он, с большой вероятностью, захочет подражать. И хотя трудно ска­зать, когда и где ребенок получает первые уроки такого рода агрессивного поведения, вполне возможно, что подобная ваша реакция будет способствовать тому, что в дальнейшем он сам будет вести себя так же.                                
Во-вторых, родители, которые часто и бездумно прибегают к физическому наказанию, могут начать казаться ребенку опас­ными или страшными. Эффективное обучение ребенка или просто приятное общение с ним в течение дня, конечно, вряд ли возможно, если он ждет, что его в любую минуту могут от­шлепать.
И, наконец, как мы уже говорили, то, что вы считаете обыч­ным физическим наказанием, ваш ребенок может восприни­мать как своего рода проявление внимания. В таком случае физическое наказание, которому вы его подвергли, приведет скорее к закреплению плохого поведения, а не наоборот.
В отличие от других стратегий, которые мы рассмотрели выше, физическое наказание учит ребенка только плохому. Больше того, всегда существует опасность, что вы перейдете разумные рамки и нанесете ему увечье. Поэтому ради вас и вашего ребенка не прибегайте к физическому наказанию и подумайте об альтернативной стратегии.

Источник: Брюс Л. Бейкер, профессор факультета психологии  Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам.

суббота, 4 января 2020 г.

Бабушка печет блины


Бабушка печет блины,
Очень вкусные они!
Со сметаной, творогом
И горячим молоком!

Поворачиваем руки то вверх, то вниз ладошками под ритм.

Популярные сообщения