воскресенье, 9 апреля 2017 г.

И звук


Пошли два братца...

1 Пошли два братца
Вместе прогуляться,
2 А за ними еще два братца.
3 Ну а старший – не гулял,
Очень громко их позвал.
Он за стол их посадил,
Вкусной кашей накормил.


1 Пальцы сложить в кулак. Сначала разогнуть одновременно два пальца: указательный и средний, 2 затем безымянный и мизинец. 3 Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей. 

Зайцы и волк

Зайцы и волк
Задачи: знакомить детей с русскими народными подвижными играми; приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве.
Описание игры: дети изображают зайцев, воспитатель - волк. На одной стороне зала для зайцев отмечают домики или один общий дом. Волк прячется на противоположной стороне - в овраге. 
Взрослый произносит:
Зайки скачут скок, скок, скок 
На зеленый на лужок, 
Травку щиплют, слушают, 
Не идет ли волк.
В соответствии с текстом зайцы выпрыгивают из домиков, разбегаются по площадке, то прыгают на двух ногах, то присаживаются и щиплют травку. Как только взрослый произнесет слово "волк", волк выскакивает из оврага и бежит за зайцами, стараясь поймать их (коснуться). Зайцы убегают в свои домики, где волк их уже не может ловить. Пойманных зайцев волк уводит к себе в овраг. В дальнейшем роль волка исполняет ребёнок.


суббота, 8 апреля 2017 г.

РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.
Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Ведь первым видом действия ребенка с предметами является хватание, во время которого форма, величина, масса, пространственное расположение предмета познаются на ощупь, а рука учит глаз.
На протяжении всей жизни человека тактильно-двигательное  восприятие имеет огромное значение. На ощупь познается объемная форма предметов, ощупывающее движение ложится в основу  изображения предмета в лепке. Обводя предмет по контуру, мы  выделяем его плоскостной образ из объема, познаем ту форму, которая становится основной в рисовании.
Тактильное восприятие играет исключительную роль при определении таких свойств, как температура и вес. Роль тактильно-двигательного восприятия велика и в выполнении различных действий в быту, везде, где мы имеем дело с навыками  ручного труда. Ведь каждый из нас знает, что при выполнении  привычных действий мы почти не пользуемся зрением, а целиком опираемся на тактильно-двигательную чувствительность.
Таким образом, можно сказать, что с детьми раннего и дошкольного возраста должна проводиться серьезная работа по формированию тактильно-двигательного восприятия.  Особенно важно  это для детей с интеллектуальными нарушениями, которые порой не проявляют попыток тактильно-двигательного обследования предметов. Их общая  инертность приводит к тому, что в младенческом возрасте они не  овладевают хватанием, а потому даже в дошкольном возрасте не  могут определить на ощупь форму и величину предметов. В результате они не способны в нужный момент перераспределить  пальцы на предмете и удержать его в руках. Они часто промахиваются, желая взять отдаленный предмет или совершить с ним какое-либо действие, что также является следствием недоразвития  тактильно-двигательной чувствительности и тесно связанной с ней  зрительно-двигательной координации.
Необходимо подобрать игры,  направленные на коррекцию и компенсацию указанных дефектов развития. Существуют игры на различение и узнавание, восприятие и представление предметов. Кроме того, большое значение отводится сочетанию разных видов чувствительности (зрительной, тактильной, двигательной). Так, опознание и различение предметов и их свойств  идет по-разному в зависимости от того, как дается образец: зрительно, тактильно, двигательно или комплексно.
Своеобразный характер носят и способы ориентировки — пробы сохраняют свое значение, но перцептивная ориентировка  происходит с помощью не зрительных, а ощупывающих и обводящих движений.

По матеиалам книги:
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1990.— 191 с:


воскресенье, 2 апреля 2017 г.

Мой весёлый звонкий мяч
Задачи: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
Описание игры: дети стоят лицом к воспитателю, который держит в руках большой красивый мяч. Затем воспитатель показывает детям как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой о пол. Затем просит детей попрыгать высоко, как мячики, произносит слова:
 Мой весёлый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, жёлтый, голубой,
Не угнаться за тобой!
Потом воспитатель бросает мяч в сторону со словами: «Сейчас мячик вас догонит - убегайте от него!» Дети убегают.


суббота, 1 апреля 2017 г.

Ориентировка в помещении

Характеристика ориентировки в ближнем пространстве в какой-то мере уже давалась, когда рассматривался вопрос о пространственных отношениях между предметами, так как эти отношения
лежат в основе ориентировки в ближнем пространстве. Мы имеем в виду те пространственные отношения, которые понимаем с помощью предлогов «на», «под», «рядом», «около».
 Здесь на первый план выступают отношения, выраженные словами «далеко», «близко»,
«тут», «там», «посередине», т. е. ребенка учат умению последовательно осматривать помещение и ориентироваться в нем. Особое место занимает при этом взаимное расположение предметов, которые могут заслонять друг друга, т. е. отношения, выраженные предлогами «за», «перед». Восприятие этих отношений формируется постепенно и нуждается в обучающем воздействии взрослого.
Д
ети с интеллектуальными нарушениями без коррекционного обучения вообще не воспринимают данные отношения. Зачастую предмет, который заслонен, не виден, воспринимается ими как вообще исчезнувший.
Большое место среди игр на развитие ориентировки в пространстве занимают игры, в которых дети должны прятать и находить предметы, прятаться сами и искать друг друга. Вначале эти игры должны быть чрезвычайно простыми. Предмет, который прячут, должен быть ярким, и прятать его надо только в присутствии детей и на уровне их глаз, так как дети с ОВЗ видят лишь те предметы, которые находятся на уровне их глаз. Постепенно формируется у них возможность осматривать пространство, а благодаря дидактическим играм они начинают практически учитывать расстояние и направление движения в пространстве.

По материалам книги
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1990.— 191 с:


Популярные сообщения